Весь мир

Байкал путешествие к Сибирскому морю

Байкал! Практически каждый житель России мечтаем побывать на его побережье. Ощутить его прохладный ветер и окунуться в чистейшие студёные воды. Я не исключение. И пусть я 20 лет прожил в Забайкалье, но так ни разу не добрался до батюшки Байкала. Ольхон, Листвянка, острова Малого моря — летом именно эти знаковые места Байкала становятся основным притяжением туристов. Мы же решили посмотреть на Байкал с противоположного, восточного берега.

DSC_0938-1024x678 Байкал путешествие к Сибирскому морю
Мыс Святой нос на Байкале

Байкал от мечты к реальности

Идею этого путешествия я вынашивал долго. Обдумывал, прикидывал, планировал. Но ключевым было одно! Я хотел увидеть «Сибирское море» вместе с самыми дорогими мне людьми! И вот это путешествие случилось. 2 июля мы с Сашей вылетели из Москвы, а мои родители выехали на авто из Нерчинска. Место встречи — столица Бурятии город Улан-Удэ!

DSC_0863-1024x678 Байкал путешествие к Сибирскому морю
Рыбак отправляется на промысел на Байкал

Перелёт на Байкал

Перелёт между Москвой и Улан-Удэ длится почти 6 часов. За это время я пробовал собрать мысли в кучу, но так и не получилось. Осознание того, что спустя сутки я окажусь на Байкале, взрывало меня изнутри. В итоге за время полёта я не сомкнул глаз, и не написал ни строчки в своём путевом блокноте.

DSC_0826-1-1024x678 Байкал путешествие к Сибирскому морю
Баргузинская долина

Улан-Удэ – столица Бурятии

Самолёт компании S7 касается ВПП аэропорта «Байкал». Да да, здесь всё вокруг напоминают, что озеро рядом: магазины, кафе, улицы. Берём такси и едем в центр города, дорога занимает 30-40 минут. Улан-Удэ встречает атмосферой праздника. На площади Революции оборудована небольшая сцена и здесь выступают местные коллективы. Колоритно. Интересно. Празднично.

DSC_0637-1024x678 Байкал путешествие к Сибирскому морю

Достопримечательности Улан-Удэ

Мы прогулялись по столице Бурятии. Посмотрели на основные достопримечательности: самую большую голову Ленина в мире, Царские ворота, Свято-Одигитриевский собор, пешеходную часть улицы Ленина, историческую застройку на улице Линховоина. Возможно, я доберусь и напишу статью про Улан-Удэ, но не сегодня. А мы встретили родителей. Совершили ещё один круг по центру города и отправились спать. Завтра нас ждал очень насыщенный день. День встречи с Байкалом.

DSC_0635-1024x678 Байкал путешествие к Сибирскому морю
Пешеходная часть улицы Ленина

Иволгинский дацан

Рано утром мы покидаем столицу Бурятии, но прежде чем мы отправимся в сторону Байкала, заедем в одно очень интересное место – Иволгинский дацан. Иволгинский дацан является резиденцией главы буддистов России XXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева и носит название «Хамбын Хурээ». Это крупнейший буддийский монастырский комплекс в России и духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России. Иволгинский дацан – самый известный дацан Бурятии и значимое место паломничества буддистов не только России, но и всего мира. В переводе с тибетского языка «Риво Гандан Геже Даши Чойнхорлин» – «Обитель Совершенного Колеса Учения, Горы, Приумножающей Добродетели Тушиты».

DSC_0675-1024x678 Байкал путешествие к Сибирскому морю

Иволгинский дацан как добраться

Дацан находится в 36 км от Улан-Удэ. Добраться можно на маршрутке №130 из центра Улан-Удэ до Иволгинска. Время в пути около 50 минут. На Яндекс картах можно посмотреть маршрут и выбрать остановку для посадки. Проезд стоит 50 руб. В Иволгинске пересаживайтесь на маршрутку Иволгинск – Дацан.

DSC_0695-1024x678 Байкал путешествие к Сибирскому морю
Иволгинский дацан

Я второй раз был в Иволгинском дацане. В мой прошлый визит в ноябре 2020 здесь было холодно и безлюдно. В июле всё иначе. Дацан с самого утра наполняется монахами, паломниками и туристами. Атмосфера здесь невероятная. Ощущается беззаботность, лёгкость и какая-то особенная свобода. Такие чувства всегда сложно передать словами. Поэтому, приезжайте в Иволгинский дацан и прочувствуйте всё самостоятельно. А мы едем дальше. Едем на Байкал.

DSC_0658-1024x678 Байкал путешествие к Сибирскому морю

Дорога из Улан-Удэ на Байкал

Из столицы Бурятии до Байкала можно доехать двумя основными дорогами: федеральная трасса «Байкал» и «Баргузинский тракт». Самое интересное, что эти две дороги ни где не пересекаются. Поэтому, попасть из Усть-Баргузина в Энхалук на авто, можно только через Улан-Удэ. Нам нужно в Усть-Баргузин.

DSC_1051-1024x678 Байкал путешествие к Сибирскому морю
По дороге из Улан-Удэ на Байкал

Баргузинский тракт на Байкал

«Баргузинский тракт» очень красивая трасса. Вы то и дело карабкаетесь на хребет, переваливаетесь через него, а затем спускаетесь и так 3 часа 😉 Горные реки, озера, сопки и долины. По дороге даже есть две серпантинные петли. Нужно быть очень осторожным. Спустя 2 часа «Баргузинский тракт» выводит на берег Байкала. Сердце начинает биться чаще! Сквозь деревья начинаешь рассматривать Сибирское море, а при первой же возможности съезжаешь с трассы налево. Нужно потрогать Байкал!

DSC_0700-1024x678 Байкал путешествие к Сибирскому морю
Природа Прибайкалья

Байкальский маяк в Турке

Для первого знакомства мы выбрали село Турка. На эвенкийском языке его название означает «омуль» или «омулёвая дорога». Эти места действительно славятся богатыми уловами рыбы — омуля и тайменя. Планировалось, что к 2026 году здесь построят новые отели, яхт-клуб, рестораны и превратят село в территорию опережающего развития. В итоге расширили русло реки Турка. Построили очень симпатичный маяк. Даже сделали набережную, которой могут позавидовать многие прибрежные города. Но потом деньги закончились… Сейчас я не увидел там ни рабочих, ни техники, ни каких-либо работ. Может все на каникулах? Но маяк красивый. Однозначно стоит заглянуть сюда на несколько минут. А ещё, где-то читал, что за отдельную плату можно подняться на маяк и осмотреть округу с высоты. Но я не пробовал, ведь у меня есть «Карл». Это мой мини-дрон, вдруг вы ещё с ним не знакомы.

DSC_0707-1024x678 Байкал путешествие к Сибирскому морю
Маяк в Турке

Байкал скала «Черепаха»

В первую очередь Байкал известен своими природными достопримечательностями. Скалы, бухты, сосны, пики все они носят свои названия, а для коренных жителей и имеют свой сакральный смысл. По дороге в Усть-Баргузин мы остановились у самой популярной скалы Восточного побережья. Она находится рядом с селом Турка. Здесь из чистейшей воды Байкала выходит огромная черепаха. Волны ласково огибают её и словно помогают выйти на берег. А ещё, на вершине скалы росло дерево, но один человек решил, что это лишнее дополнение и срубил её. Просто нет слов… Дерево считалось символом жизни.

DSC_0711-1-1-1024x678 Байкал путешествие к Сибирскому морю
Скала «Черепаха» на Байкале

Легенда о Байкальской Черепахе

Со знаменитой скалой «Черепахи» связана древняя легенда. Якобы когда-то в озере жила большая черепаха, которая пожертвовала собой, чтобы спасти Байкал и его обитателей от злого шамана. Вся сила колдуна была заключена в чёрной жемчужине, и черепаха выкрала её и уничтожила, хотя знала, что тот, кто сделает это, превратится в камень.

DSC_0719-1024x678 Байкал путешествие к Сибирскому морю
«Черепаха» на Байкале

Байкал Усть-Баргузин

Спустя три часа мы добрались до нашего временного дома в небольшом посёлке Усть-Баргузин. В середине 17 века отряд казаков под руководством атамана Ивана Галкина выходит к устью реки Баргузин. Здесь он устанавливает памятный крест и ставит первую избу положившую начало будущему Усть-Баргузину. Совсем недавно до этого посёлка сделали современную асфальтированную дорогу, что, безусловно, сказалось на потоке туристов. Хотя и сейчас их ещё очень мало.

DSC_0866-2-1024x678 Байкал путешествие к Сибирскому морю
Усть-Баргузин

Усть-Баргузин проживание

Мы заселились в небольшой коттедж, в котором были все удобства: душ, туалет, небольшая кухня, хорошие кровати с удобными матрацами. Душ и туалет в доме были основными критериями при выборе жилья, а такое жилье нет просто найти на Байкале за умеренные деньги. Но мы нашли. У нас был распоряжении коттедж в два этажа. В доме было тепло даже ночью, а ночи на Байкале холодные даже летом, особенно на севере. Вот вам Поиск дешевого жилья» target=»_blank» rel=»noreferrer noopener sponsored nofollow»>ссылка на наш сервис бронирования, вдруг пригодится.

Байкал

Разложили свои вещи и помчались на Байкал. Усть-Баргузин стоит в месте впадения реки Баргузин в Байкал. Но несмотря на это, до озера нужно идти пару километров по грунтовой дорогое. Мы ездили на авто. 5 минут, и ты на бесконечно песчаном берегу Байкала. Мы приезжали сюда утром, днём, вечером. И всегда здесь было безумно красиво! Всегда!

DSC_0740-1024x678 Байкал путешествие к Сибирскому морю
Побережье Усть-Баргузина

Байкал не время сидеть на одном месте

Сидеть на одном месте, даже на берегу Байкала это не мой случай. Особенно, когда есть автомобиль под … рукой. Несколько дней в гостях у Сибирского моря были плотно распланированы. В первый день на север, во второй на запад и так далее. Но прежде, нужно было выспаться после дороги. А еще переспать с новыми впечатлениями и осознанием того, что моя мечта сбылась! Я на Байкале!

DSC_0795-1024x678 Байкал путешествие к Сибирскому морю
«Сад камней»

Баргузинская долина

4 июля рано утром мы поехали в Баргузинскую долину. Это невероятно красивое место. За миллионы лет Баргузин (река) пробил себе путь к Байкалу между двух хребтов Баргузинским и Икатским. И вот между этими хребтами в нижней части реки Баргузин сформировалась уникальная природная зона — Баргузинская долина. За день нам предстоит преодолеть больше 200 км грунтовой дороги. От Усть-Баргузина мы поедем еще дальше на север. Это покажется немного странным, но в первый же день, мы скроемся от Байкала за Баргузинским хребтом. У нас три основные точки на маршруте: Сувинская Саксония, Бухэ-Шулун и Инийский сад камней.

DSC_0836-1024x678 Байкал путешествие к Сибирскому морю
Баргузинская долина и вид на Баргузинский хребет

Сувинская Саксония

Наша первая остановка Сувинская Саксония — это вытянувшиеся на 400 метров скалы у подножия Икатского хребта. Они образуют живописную группу, напоминающую развалины готических замков, поэтому эти места и называют «Саксонией». Первая же часть названия произошла от эвенкийского слово «Сувойя» или «Суви», что означает «вихрь». Дело в том, что эти скалы служили шаманским культовым местом эвенков, местом, где якобы обитали духи-хозяева ветров, в частности, хозяин легендарного ветра Байкала — Баргузин. К Сувинскому замку можно проехать от поселка Баргузин, по пути можно остановиться у мелководного Алгинского озера. А после Суво по дороге к поселку Юбилейный находятся еще две достопримечательности Баргузинской долины: Бухэ-шулун и Ининский сад камней. Куда мы и отправляемся.

DSC_0766-1024x678 Байкал путешествие к Сибирскому морю
Сувинская Саксония в Баргузинской долине

Бухэ-Шулун

Дальше едем к одной из святынь Баргузинской долины — Бухэ-Шулун или Бык-камень. Это валун небольшого размера, похожий на лежащего быка. Он находится недалеко от села Суво. По легенде на Байкале когда-то встретились два властных быка, и стали бороться между собой за право управлять этими святыми землями. Признав равенство сил, они заключили договор, что один из них станет управлять Баргузинской долиной, а другой – Тункинской. С тех пор быки оберегают бурятскую землю. Им поклоняются, прося благодати, местные жители.

DSC_0787-1024x678 Байкал путешествие к Сибирскому морю
Священные места на Байкале

Байкал Инейский сад камней

Завершающей точкой на маршруте первого дня был Инейский сад камней. На берегу реки Ина ледник раскидал огромные валуны, которые сейчас называют Инейский сад камней. Не могу сказать, что здесь что-то выдающееся, но раз уж мы приехали в такую даль, то почему бы и не посмотреть. Отдельно сюда ехать точно не стоит. А мы возвращаемся в Усть-Баргузин, впереди 100 км грунтовых дорог.

DSC_0794-1-1024x678 Байкал путешествие к Сибирскому морю
Инейский сад камней

Где купаться на Байкале

Второй день нашего пребывания на Байкале мы решили сделать разгрузочным. Рано утром я отправился на рыбалку на реку Баргузин, где выловил небольшую щуку и сразу ее отпустил. А затем мы взяли палатку, спальники и поехали на пляж. Здесь мы устроили купание в холодной воде. А после просто спрятались от холодного ветра, который здесь называется «Баргузин», в палатке и наслаждались Байкалом.

DSC_0729-1024x678 Байкал путешествие к Сибирскому морю
Байкал

Озеро Бормашовое

По рекомендации местных жителей вечером мы поехали на озеро Бормашовое. Оно находится на территории национального парка, поэтому проезд к нему платный – 150 рублей с человека. Бормашовое и Байкал разделяет узкая прибрежная полоса, что делает Бормашовое менее уязвимым для холодного ветра. Озеро это не глубокое, а значит, что и вода здесь прогревается значительно лучше, чем на Байкале. Прозрачная вода, чистейший мелкий песок, сосны вокруг. Одним словом, красота. А еще я прихватил с собой спиннинг и выловил здесь щуку. Конечно я ее отпустил, после непродолжительной фотосессии.

DSC_0901-1024x678 Байкал путешествие к Сибирскому морю

Байкал Святой Нос

Третий день наших покатушек по берегу Байкала получился самым насыщенным. Из Усть-Баргузина мы отправляемся на полуостров Святой нос. Мы все дни любовались этим красавцем на нашем пляже, и нам очень хотелось к нему съездить. Дорога на полуостров проходит по узкому перешейку, который называется Чивыркуйский. Слева от нас Баргузинский залив, справа – Чивыркуйский залив. Здесь начинается территория Забайкальского национального парка. Плата за въезд 150 рублей с человека. Чивыркуйский залив — второй по величине на Байкале после Баргузинского.

DSC_0957-1024x678 Байкал путешествие к Сибирскому морю
Мыс Святой Нос

Забайкальский национальный парк

Проезжаем через КПП национального парка, едем мимо уже знакомого для нас озера Бормашово в Монахово. Это самое «попсовое» место на Чивыркуе, сюда можно доехать на любом автомобиле по грунтовой дороге. На берегу, как в коммуналке: палатка к палатке, упасть некуда. Здесь есть подъем на гору с красивейшими видами, но он был закрыт из-за участившихся случаев выхода медведей. Если вы считаете, что это байки, то вот вам наглядный пример. По дороге в Монахово мы встретили лесного друга прямо на дороге.

DSC_0961-1024x717 Байкал путешествие к Сибирскому морю
Наш друг, которого мы встретили по пути в Монахово

Полуостров Святой нос на Байкале

Вдоль всего берега Святого носа пешеходная тропа. Группы туристов преодолевают ее по нескольку дней. Чивыркуй, я считаю, одно из лучших мест для спокойного приятного отдыха. Для тех, кому не нужны блага цивилизации, а милее костёр и палатка. Но у нас не было столько времени, поэтому решили прокатиться на катере до горячих источников в Змеевой бухте.

DSC_1010-1024x678 Байкал путешествие к Сибирскому морю

Монахово – «мекка» для палаточного туризма

В Монахово есть пристань, где можно нанять капитана с катером до Змеевой бухты или Ушканьих островов. Бухта славиться своими горячими сероводородными ваннами, а Ушканьи острова являются лежбищем для Байкальских нерп. До бухты Змеевая мы договрились сходить за 8 000 рублей, время в пути 30 минут туда, 30 минут обратно и 1 час там. До Ушканьих островов идти 2 часа в одну сторону. В Змеевую бухту можно попасть только двумя способами: пешком или на лодке. Как вы уже поняли, мы выбрали второй вариант. Так как катер вмешает 8 человек, а нас было всего пятеро, то мы нашли себе еще троих желающих. А мы возвращаемся в Усть-Баргузин, откуда завтра поедем в Читу. На этом и завершилось наше путешествие на Байкал.

DSC_0999-1-1024x678 Байкал путешествие к Сибирскому морю
Змеевая бухта

Байкал – это ТОП!

Для большинства, побывавших на берегах Байкала, здесь происходит переоценка ценностей, жизнь начинает играть новыми красками. В моём случае это было не так. Конечно, я безумно рад, что посетил Байкал. Я горд, что спланировал наш маршрут самостоятельно и проехал за рулём около 2500 км по Забайкальским дорогам. Я уверен в одном, мы ещё встретимся.