Смоленск история и достопримечательности.
Смоленск старше таких древних городов, как Москва, Владимир, Суздаль и Псков. Первое упоминание о нем в летописи относится к 863 г. Уже тогда он назывался крупнейшим из городов на востоке Европы, через который пролегал путь из Скандинавии в южные земли по верховьям Днепра. О нем писали как о городе, который «велик и мног людьми». Следуя по реке, торговые гости никак не могли миновать Смоленск. Бытует предание, будто жители его хорошо смолили челны да струги, потому и название у города такое.
Смоленск история города.
Смоленск сформировался на крутых берегах в верховьях крупной реки Днепр. Еще в ранний период устройства городского организма на Соборной горе определился центр архитектурного ансамбля. Композиция города в своих панорамах рассчитывалась на вид с реки. Вся архитектура того периода имела общую задачу — создать внушительную экспозицию большого города, подчеркнуть и украсить художественно выгодные точки сложного и живописного рельефа, отметить важные узлы социальной жизни.
Смоленск в 12-13 вв.
В XII-XIII вв. на смоленской земле утвердились князья одной из главных ветвей потомков Мономаха. В течение этого периода в городе было построено, по мнению историков, не менее тридцати каменных зданий. Три каменных храма сохранились до наших дней. Церковь Петра и Павла строилась в середине XII в. по заказу князя Ростислава Мстиславича на загородном тогда княжеском дворе. Это самый ранний каменный памятник в регионе из числа сохранившихся. К западу от храма когда-то стоял дворец князя, соединенный с ним переходом. Храм Петра и Павла — прекрасный пример пришедшей на Русь из Византии архитектурной системы. Внутри стены его были богато расписаны.
Смоленск церковь Иоанна Богослова.
На другом берегу Днепра сохранилась церковь Иоанна Богослова, построенная несколько позднее, в 1160-1180-е гг. Когда-то эта церковь, очень близкая по первоначальному облику храму Петра и Павла, была местом обучения детей смоленского боярства, посадской знати.
Смоленск церковь Михаила Архангела.
В конце XII в., как рассказывает нам третий сохранившийся храм, произошли большие изменения во вкусах и взглядах смолян. Придворная церковь князя Давида Ростиславича была построена смоленским мастером Петром Милонегом. Ее называли Свирской — т. е. постройкой на северных путях. Храм принадлежит к группе созданных на Руси новых башенных православных сооружений, аналоги которым ученые обнаружили в Полоцком княжестве и в Прибалтике. И в наши дни уникальная церковь Михаила Архангела — Свирская — украшает левый берег Днепра и встречает пассажиров поездов и автомобилей, въезжающих в Смоленск с запада.
Смоленск старый город.
Дороги на Киев, Москву и Беларусь в XVI в. стали определяющими в планировке облика Смоленска. Главными улицами оказались продолженная в городской среде дорога из Москвы через Смоленск на запад и улицы вдоль Днепра, В 1590 г. в Московии был издан указ о превращении города Смоленска в конечный пункт торговли россиян с польскими и литовскими купцами. И с этого времени город становится одним из важных торговых центров Московского государства.
Каменное строительство в Смоленске.
В 1595 г. «государь и царь великий князь Федор Иванович… указал делати государеву отчину город Смоленск каменной». Здесь были собраны около шести тысяч специалистов из всего государства. На площадях и улицах разных городов глашатаи объявляли царское повеление, чтобы «в сие лето никто нигде не строил ни церквей каменных, ни палат, ни погребов». Каменное строительство в тот год происходило только в Смоленске.
Смоленск крепостные стены.
В удивительно короткий срок, в течение 1596-1602 гг., руками крестьян и посадских людей на холмах Смоленска поднялись громадные башни и толстые стены крепости, возведенные по всем правилам оборонного строительства. До наших дней сохранились далеко не все башни (17 из 38) и только 3 километра стены (из 6,4), но и то, что сохранилось, вызывает восхищение. Построенная крепость была признана одним из лучших оборонных сооружений Европы в свою эпоху. Автор проекта — русский мастер Федор, сын Савелия, по прозвищу Конь, создал ансамбль с учетом и сложного рельефа Смоленска, и эстетических традиций, сформировавшихся на Руси. Особенностью смоленской стены стало и наличие трех уровней боя, расположение бойниц в шахматном порядке.
Смоленск в составе Польского государства.
XVII в. начинался для Смоленска голодом, болезнями и новыми войнами. После длительной обороны город оказался в составе Польского государства. Поляки активно насаждали здесь свои традиции, религию, культуру. На Смоленскую землю приехали переселенцы из Польши и Белоруси. Поляки развернули строительные работы в Смоленске. Но город менял свой облик только в пределах крепостной стены. Административный центр поляки перенесли от главного православного собора на равнинное место выше по рельефу. В архитектуре города появились формы и элементы европейской культуры.
Смоленск после возвращения в состав Московии.
В период, когда город возвратился в состав Московии, стали восстанавливаться районы вокруг крепостной стены и выросли «военно-служилые слободы», где расселились пушкари, казаки с Дона, стрельцы специальных смоленских полков. Выросли районы и в правобережной части Смоленска. Между Заречьем и центром восстанавливались связи. Главная городская ось — от дороги из Москвы до дороги на Белорусь — постепенно приняла более удобный для движения вид.
Торговля в Смоленске.
Наряду с оборонным фактором на формирование города продолжала влиять торговля. Торговые площади, места для складов, амбаров становились активными элементами городской среды. Особенно много их было в Заднепровье, откуда отправлялись купцы в иноземные города.
Смоленск.
В центре города важную роль в застройке играли дома местной шляхты (так продолжали называть в Смоленске богатых горожан), обосновавшейся на этой земле. После возвращения Смоленска в состав Российского государства облик города опять претерпевает изменения в связи со сменой силуэтов храмов. Вместо католических и униатских главными опять становятся православные постройки. (В XV в. была провозглашена церковная уния православия и католичества под руководством Рима; в XVII в. на Смоленщине существовали и униатские храмы.)
Смоленск Успенский собор.
По распоряжению царя Алексея Михайловича в освобожденном городе в срочном порядке на месте древнего Успенского собора, разрушенного при поляках, московские мастера стали возводить новый главный храм Смоленской земли. Но попытка возвести большой собор оказалась неудачной. Завершение его строительства на горе над Днепром стало возможным только в 1740-х гг., причем в архитектуре нового православного храма были использованы приемы и элементы из пришедшего на русскую землю, но еще не принятого в провинциях европейского стиля барокко.
Успенский собор в Смоленске.
Огромными размерами, удачно созданной композицией и пышными барочными формами поражает этот храм и сегодня всех, кто видит его впервые. Собор Успения Богоматери — главный храм Смоленской епархии — стал своеобразным символом западного русского города, где вполне естественным оказался процесс соприкоснове- ния московской и европейской культур.
Интерьер Успенского собора.
Впечатляет и интерьер собора. Уникальным является резной иконостас из липового дерева высотой 31 м. Нетрадиционным для православных храмов оказалось использование здесь деревянных скульптур, разнообразных обрамлений икон, пышно декорированное архиерейское место, богатые светильники. В массивном окладе возвышается на особом месте икона Смоленской Божьей Матери Одигитрии — святыня Успенского собора. 5 августа 1812 г. генерал А. П. Ермилов, покидая Смоленск, приказал забрать икону с собой, и в канун Бородинской битвы, во время молебна, по приказу М. И. Кутузова ее выносили к войскам. Позднее, в день освобождения Смоленска — 5 ноября 1812 г.,- икону вернули городу.
Смоленск в имперское время.
К появлению первого регулярного плана Смоленск подошел, будучи уже хорошо сложившимся организмом, сохраняя свои лучшие традиции. Обновленный городской фасад, обращенный к реке, стал богаче за счет прибавившихся каменных храмов. На Соборной горе уже возвышался огромный храм-монумент. Рядовые храмы, объединившись в ансамбль, создавали новые силуэтные решения, в которых наблюдалась предрасположенность к европейской культуре.
Утверждение генерального плана Смоленска.
В 1779 г. был утвержден план Смоленска. Он сохранял всю планировочную основу города, придав ей лишь более организованный характер. В левобережной части, окруженной крепостной стеной, исторически сложившаяся структура почти не менялась. В правобережной части города и на левом берегу за пределами крепостной стены предусматривалась новая система улиц — прямоугольная, соответственно европейскому опыту градостроительства.
Гражданские постройки в Смоленске.
Во второй половине XVIII в. церковь как застройщик уступает место гражданским заказчикам. Губернская и городская реформы в России наполнили центры новым содержанием, расширили число административных и хозяйственных зданий. По требованиям нового европейского стиля классицизма, который активно насаждался из Петербурга, центры русских городов обустраивались типовыми постройками.
Смоленск в 18 веке.
Композиции таких зданий отличались спокойным равновесием архитектурных масс. Обьемно-планировочные схемы их соответствовали принципам простоты и строгости, а применение декоративных деталей на фасадных поверхностях ограничивалось. Стены зданий и оконные проемы теперь служили только фоном. Средствами акцентирования стали колонны и полуколонны, объединенные в группы, часто повторяемые арки, рельефные кладки. Из подобного рода зданий и формировался новый центр Смоленска. Проекты этих построек разрабатывал губернский архитектор Михаил Никифорович Слепнев.
Перестройка Смоленска.
Композиционной доминантой в архитектурном решении нового центра стало построенное в первой четверти XIX в. каменное здание — Дворянское собрание. Новая постройка выделилась из общей среды и величиной, и композиционным решением, и оформлением фасадов. Это здание стало образцом постройки в стиле классицизм. Дворянское собрание превратилось со временем в главный культурный центр Смоленской губернии.
Смоленск во время войны 1812 г.
Война 1812 г. принесла на Смоленщину разорение и гибель тысяч людей. В 1837 г. в Санкт-Петербурге была создана Комиссия по увековечению памяти героев войны 1812 г. И тогда по предложению итальянского архитектора и скульптора Антони Адамини для Смоленска был отлит чугунный памятный знак в виде большого шатра, завершенного главкой. На шатре автор поместил информацию о событиях в городе в августе 1812 г. 5 ноября 1841 г. первый городской монумент был открыт, и это событие стало началом нового этапа обустройства городской среды.
Памятник с орлами в Смоленске.
К 100-летию победы над войсками Наполеона военное ведомство России организовало конкурс на лучший памятник в Смоленске, посвященный важнейшему событию начального периода войны, когда командующий 1-й Западной армией М. Б. Барклай-де-Толли и командующий 2-й Западной армией П. И. Багратион искусными маневрами вывели свои армии из-под ударов французских войск и соединили их в Смоленске, сохранив таким образом войска для будущих сражений. Победителем конкурса стал военный инженер Н. С. Шуцман, убедительнее всех рассказавший об этом историческом событии. «Памятник с орлами» — так стали называть смоляне символическую композицию, которая впечатляет зрителей и сегодня.
Бюсты героев Отечественной войны.
Очень удачно дополнили мемориальный комплекс смоленские скульпторы А. Сергеев, Л. Ельчанинова, А. Русецкая, выполнив бюсты героев Отечественной войны 1812 г., которые установлены на аллее, ведущей к «Памятнику с орлами», — генералов П. И. Багратиона, М. Б, Барклая-де-Толли, Д. С. Дохтурова, Н. Е. Раевского, Д. П. Неверовского.
Смоленск во время немецкой оккупации.
Как и в былые времена, стал Смоленск щитом на пути к Москве в Великую Отечественную войну. Гитлер рассчитывал на быструю победу и через несколько недель после нападения собирался войти в советскую столицу. Смоленское сражение, продолжавшееся с июля по сентябрь 1941 г., разрушило все расчеты гитлеровцев. Подвиг бойцов 16-й армии под командованием генерал-лейтенанта М. Ф. Лукина, стоявших здесь насмерть, запечатлел памятник на Покровской горе в Смоленске. Авторы работы — смоляне Д. П. Коваленко и А. Г. Сергеев.
Освобождение Смоленска.
Освободили Смоленск в сентябре 1943 г. Тогда же здесь побывал поэт-смолянин А. Т. Твардовский. О страшной картине разорения родного города писал он с болью. Поэту-земляку и герою-бойцу Василию Теркину, так любовно описанному им в поэмах, тоже поставлен памятник в Смоленске. Из 8000 домов в городе было уничтожено 7300. Сгорели и прекрасные вишневые сады. Казалось, что невозможно возродить здесь жизнь. Но люди вернулись и стали строить город вновь. В память об освобождении Смоленска в центре города установили мемориальный знак из красного полированного гранита с горельефом идущих в бой солдат.
Памятник герою Володе Куриленко.
9 мая 1966 г. в одном из скверов Смоленска был открыт памятник юному партизану Володе Куриленко. Прожив на этой земле только 18 лет, он заслужил звание Героя Советского Союза за свою самоотверженность в годы Великой Отечественной войны. Авторы памятника К. Б. Пастернак и С. В. Шестопал показали смелого молодого воина в армейской плащ-палатке, накинутой на плечи. Так в послевоенный период чаще всего изображали героев Великой Отечественной.
Курган славы в Смоленске.
Скорбными братскими могилами стали места массовых расстрелов мирных людей. В городе появился мемориальный комплекс Курган Славы. Указом Верховного Совета СССР от 6 мая 1985 г. городу Смоленску за мужество и стойкость его жителей в годы Великой Отечественной войны было присвоено звание «Город-герой». Смоляне чтят своих знаменитых земляков, увековечив память о них в скульптурах, бюстах, на мемориальных досках, в названиях улиц. Не забыты имена композиторам. И. Глинки, художника М. О. Микешина, скульптора С. Т. Коненкова, поэтов М. В. Исаковского, А. Т. Твардовского, Н. И. Рыленкова, первого в мире космонавта Ю. А. Гагарина и др.
Смоленск. Музеи города.
О событиях богатой истории Смоленской земли рассказывают многочисленные музеи города: Исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник, Музей скульптуры им. С, Т Коненкова, Музей Великой Отечественной войны, Музей льна, Картинная галерея ит.д. С дореволюционным музеем «Русская старина», в здании которого сегодня разместилась Смоленская художественная галерея, неразрывно связана история одного из крупнейших художественных центров России ХIХ-начала XX вв, — Талашкино.где Создательницей центра была княгиня М. К, Тенишева. Здание музея построено по проекту С. В. Малютина при участии В. М. Васнецова и М. К. Тенишевой в 1903-1905 гг. в неорусском стиле. Оно украшено нарядными наличниками из белого кирпича, орнаментами на фасадах, многоцветной керамикой над входом.
Славный древний Смоленск,без него-защитника не было бы России!Его жители всегда держались до конца! Горжусь и восхищаюсь! я родилась в Рудне.