Петропавловский собор в Санкт-Петербурге.
Главное сооружение Петропавловской крепости – Петропавловский собор. Это один из немногих в Петербурге хорошо сохранившихся памятников архитектуры начала XVIII в. Когда в 1703 г. Петр решил заложить крепость, прежде всего он повелел построить на этом месте деревянную церковь в знак своего намерения. Через 10 лет по проекту приглашенного царем архитектора Трезини ее начали перестраивать в камне. Сперва Трезини предполагал работать на берегах Невы всего год, и то если «климат не будет зело жесток здравию его», но, начав эту работу, увлекся ею и проникся дерзкими петровскими замыслами. Вероятно, поэтому силуэт возводимого им собора получился похожим на готовый отплыть корабль с высокой мачтой и поднятыми парусами.
Петропавловский собор колокольня.
В первую очередь по желанию царя возвели высокую колокольню со шпилем. Она была необходима Петру как смотровая площадка, откуда можно было бы увидеть приближение шведов. Кроме того, ее строительство имело и политический смысл – она должна была стать доминантой, утвердить возвращение приневских земель России. Петр I лично нередко поднимался с иностранными гостями на стоявшую в лесах колокольню и показывал им оттуда панораму строившегося города. Шпиль колокольни увенчали фигурой ангела с крестом, парящего в вышине.
Ангел Петропавловского собора.
Ангел над городом, по замыслу создателей, должен был оберегать новую российскую столицу от превратностей судьбы. Постройка и отделка собора завершилась только к 1733 г. Петру не удалось дожить до этого знаменательного момента. В том году в День святых апостолов Петра и Павла (29 июня) на освящении собора присутствовала уже императрица Анна Иоанновна, которая, как писали «Санкт-Петербургские ведомости», «принимала от всех иностранных и здешних министров и дам о том поздравительные комплименты».
Петропавловский собор.
Почти четверть века собор сохранял неизменным свой облик. Но в середине XVIII в. от молнии загорелся шпиль колокольни. Поэтому при постройке нового шпиля Екатерина II повелела устроить «электрический отвод отвращению удара и поления от молнии происходящего». Хотя громоотвод и возымел желаемое действие, но над городом часто разражались «великие бури», которые гнули шпиль и портили фигуру ангела с крестом. Так, в 1829 г. во время одной такой бури ангел угрожающе накренился. Кровельщик Петр Телушкин, без лесов, ловко пользуясь приспособлениями из одних веревок, сумел подняться на верхушку шпиля и произвести необходимый ремонт. Этот подвиг потом повторили профессиональные альпинисты, которые во время Великой Отечественной войны закамуфлировали золоченый шпиль, чтобы он не мог служить ориентиром для фашистской авиации.
Шпиль Петропавловского собора.
В XIX в. все сильнее стали чувствоваться разрушения деревянного остова шпиля. Было решено старый шпиль разобрать и заменить деревянные конструкции на металлические. При этом общая высота собора увеличилась на 16 м и достигла 122,5 м. По сей день Петропавловский собор является самым высоким архитектурным сооружением Петербурга и одной из ведущих доминант в панораме невских берегов. Выше его только современная телевизионная башня.
Петропавловский собор в Петербурге.
Во время путешествия по Европе Петр I обратил внимание на часы-куранты, имевшиеся на некоторых европейских храмах. Такие же он захотел иметь и в России. Куранты исполняли церковный и монархический гимн, в советское время их механизм переделали для исполнения гимна Советского Союза, сейчас же они снова играют государственный гимн Российской империи «Боже, царя храни». Был здесь и карильон (колокольный инструмент, на котором играет музыкант). Оригинальный карильон сняли еще в XIX в., а в 2001 г. поставили новый, воспроизведенный для Петропавловского собора в Голландии. Там на средства спонсоров отлили 51 карильонный колокол. На одном из них надпись: «Да звонит сей колокол во славу России». Так что теперь здесь снова можно услышать колокольные концерты.
Петропавловский собор в Петербурге.
Построенный Трезини собор отличается от традиционных старинных православных храмов. В нем явно чувствуется влияние итальянской и североевропейской архитектуры. Вместо обычного пятиглавия собор завершает только один купол. В плане здание имеет форму вытянутого прямоугольника и является сооружением нетрадиционного для тогдашней России «зального» типа. Если внешний облик собора достаточно прост и скромен, то его внутреннее убранство, напротив, отличается пышностью и торжественностью. Огромные окна, дающие много света, лепка, расписанные под мрамор массивные колонны, трофейные вражеские знамена – все это делает интерьер собора более похожим на богато украшенный парадный зал, чем на храм для молитвы. Под сводами находятся 18 картин на евангельские сюжеты – это тоже было новшество, до этого стены православных церквей украшали фресками. Картины доверили написать «иноземцу голландской земли» Георгу Гзелю, с которым Петр познакомился в Амстердаме, и двум русским «живописных дел мастерам» – Василию Игнатьеву и Андрею Матвееву.
Петропавловский собор иконостас.
Деревянный позолоченный иконостас барочных форм, выполненный в Москве по рисунку архитектора Зарудного, также необычен. Он имеет форму пышной триумфальной арки и является своеобразным памятником в честь заключения Ништадтского мира. Иконостас насыщен множеством резных арок, скульптур, поднятых щитов и скрещенных мечей, напоминавших о ратных подвигах России в Северной войне. Он был привезен из Москвы в разобранном виде, в самом соборе собран и здесь же покрыт позолотой.
Петропавловский собор интерьер.
В центре – царские врата с фигурами апостолов, по обе стороны от них — скульптуры благого вестника архангела Гавриила с лилией в руках и покровителя воинства архангела Михаила с мечом. За вратами видна алтарная сень, поддерживаемая резными винтообразными колоннами. 43 иконы для иконостаса были созданы в Петербурге артелью московских художников. Комиссия, принимавшая их работу, признала: «Оные святые образа написаны добрым иконным художеством из добрых красок». Две большие иконы по обе стороны царских врат изображают Богоматерь с Младенцем (по преданию, имеющую портретное сходство с женой Петра Екатериной I) и Иисуса в патриаршей одежде и митре московских царей.
Петропавловский собор интерьер.
Напротив иконостаса – нетрадиционная для православных церквей резная позолоченная кафедра, предназначавшаяся для произнесения проповедей. Ее украшают статуи апостолов Петра и Павла. У противоположного пилона находится царское место – невысокий помост, обитый малиновым бархатом с золотым шитьем и увенчанный золоченой резной короной. Во время богослужения в соборе там стоял император. Кресла здесь никогда не было, во время служб царь не садился.
Императорский собор.
По традиции императоры приходили в собор после коронации, чтобы испросить благословения на царство, а при отъезде из столицы – попрощаться с могилами своих родителей. Храм сочетал в себе функции придворного и кафедрального собора, а также служил усыпальницей российских императоров и членов их семей. Мысль превратить собор в императорскую усыпальницу принадлежала самому Петру. Первую гробницу в еще деревянной Петропавловской церкви установили, когда умерла двухлетняя дочь царя Екатерина. Затем, еще до завершения строительства каменного храма, здесь были похоронены жена царевича Алексея кронпринцесса Шарлотта, сестра Петра I Мария и сам царевич Алексей, умерший в казематах крепости. Они похоронены у входа под лестницей на колокольню.
Петропавловский собор интерьер.
Не был достроен собор и к моменту смерти самого Петра в 1725 г. Под звон колоколов и пушечную стрельбу гроб с его набальзамированным телом перенесли по льду Невы из Зимнего дворца в Петропавловскую крепость. Здесь его временно поставили в «нарочно построенную внутри собора деревянную пристройку», обитую внутри черным сукном, где он и простоял целых шесть лет. После окончания строительства собора гроб был перенесен на выбранное императором еще при жизни место у иконостаса. Могила Петра самая правая в первом ряду, она отмечена бюстом царя, цветами и Андреевским военно-морским флагом. Рядом с ним похоронена его жена Екатерина I, пережившая мужа всего на два года. Третья в том же ряду – могила их дочери Елизаветы Петровны.
Петропавловский собор усыпальница Романовых.
На протяжении двух столетий в соборе хоронили российских императоров и императриц, а также многих членов семьи Романовых. Каждого из них хоронили в отдельном склепе, первоначально отмечая место захоронения только мраморными плитами. Одинаковые беломраморные надгробия появились здесь позже. Надгробия коронованных особ украшены позолоченными двуглавыми орлами. В соборе погребены все русские цари, начиная с Петра I до Николая II, за двумя исключениями. Юный Петр II умер и похоронен в Москве, а младенцем свергнутый с престола и заточенный в Шлиссельбургской крепости внучатый племянник Анны Иоанновны Иоанн VI был убит стражей при попытке освобождения из места заключения и там же предан земле.
Петропавловский собор усыпальница Романовых.
Еще стоит отметить, что муж Екатерины Великой Петр III, убитый в результате дворцового переворота, первоначально был похоронен не здесь, а в Александро-Невской лавре. И только через 34 года, после смерти самой Екатерины, их сын Павел повелел перенести останки отца в Петропавловский собор и похоронить обоих родителей, при жизни не слишком-то жаловавших друг друга, рядом. Их могилы находятся за захоронениями Елизаветы и Екатерины I.
Петропавловский собор усыпальница Романовых.
Места захоронения Александра II и его жены Марии Александровны отличаются от других. Над ними установлены массивные надгробия, сделанные из монолитов зеленой алтайской яшмы и розового уральского орлеца (родонита). Каждое весит порядка 5—6 тонн. Таким образом, в преддверии празднования 300-летия дома Романовых в 1913 г. была отдана дань этому царю, прославившемуся освобождением крестьян от крепостной зависимости, но, несмотря на это, павшему от рук террористов и считавшемуся поэтому еще и царем-мучеником.
Петропавловский собор в советское время.
В советское время в Петропавловском соборе уже никого не хоронили. В 1922 г. он стал музеем. Новая могила появилась здесь только в июле 1998 г., но не в самом соборе, а в находящемся справа от входа приделе Святой Екатерины, где в прежние времена отпевали великих князей. Там были торжественно захоронены останки последнего российского императора Николая II, его семьи и близких людей, расстрелянных в 1918 г. в Екатеринбурге. Но у православной церкви, несмотря на все проведенные экспертизы, есть сомнения в подлинности этих останков, поэтому местом их захоронения был выбран этот боковой придел.
Петропавловский собор в современное время.
В 2006 г. была исполнена последняя воля матери Николая II вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Она умерла в эмиграции в Дании в 1928 г. и там же была похоронена. Но она оставила завещание, где просила, когда появится такая возможность, перенести ее прах в Петропавловский собор и похоронить рядом с мужем Александром III, что и было выполнено после согласования всех деталей между российским и датским правительством.
Петропавловский собор в крепости.
Таким образом, в соборе появилась еще одна могила. Ее легко узнать по новому блестящему мрамору и золотым украшениям. Собор соединен крытой галереей с Великокняжеской усыпальницей, где предполагалось хоронить не коронованных членов императорской семьи. Она была выстроена рядом с собором в начале XX в. по желанию последнего русского царя (авторы проекта – архитекторы Д Гримм, А Томишко и Л. Бенуа). Благодаря умело найденным пропорциям здание усыпальницы и собор снаружи воспринимаются как единое целое. Внутри усыпальницу украсили мрамором и золоченой бронзой, был в ней и свой алтарь с иконостасом и замечательным запрестольным витражным образом «Воскресение Христово».
Усыпальница в советское время.
В советское время судьба Великокняжеской усыпальницы складывалась довольно печально. Она сильно пострадала от наводнения 1924 г., после чего ее здание и интерьер были признаны не имеющими художественной ценности. Бронзовые украшения были сняты и отправлены на переплавку, надгробия разбиты. Позже в здании находилось книгохранилище, склад бумажной фабрики, музейная экспозиция, посвященная истории Петропавловской крепости.
Усыпальница в современное время.
В 1992 г. традиция захоронений в усыпальнице возобновилась: здесь был погребен правнук Александра II Владимир Кириллович. Туда же был перенесен прах его родителей, великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны, умерших в 1930-х гг. в эмиграции. В 2010 г. рядом с Владимиром Кирилловичем нашла свое последнее успокоение его вдова великая княгиня Леонида Георгиевна, жившая прежде в Мадриде. В связи с возобновившимися захоронениями в усыпальнице начались реставрационные работы. Великолепный витраж из усыпальницы «Воскресение Христово», разрушенный взрывной волной во время войны, воссоздан современными петербургскими мастерами. Временно, пока была реставрация усыпальницы, он был выставлен в отдельном помещении на выходе из собора.