Петровский путевой дворец в Москве.
Петровский путевой дворец – одна из главных достопримечательностей Ленинградского проспекта, бывшего Петербургского тракта в Москве. Он был построен по приказу Екатерины II в 1776-1789 годах замечательным архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым и является, по всеобщему мнению, одним из лучших его творений в национально-романтическом стиле. Но почему же дворец, построенный по воле Екатерины II, носит название Петровского? Причина в том, что расположился он на землях, некогда принадлежавших Высоко-Петровскому монастырю – тому самому, что дал название старинной улице Петровке, что в центре Москвы. Дворец возвели как место отдыха для путешествующей царской семьи.
После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург переехали царская семья, Сенат, правительственные учреждения. Но главные государственные святыни и, прежде всего, Успенский собор, в котором испокон веков проходило венчание на царство, а затем и коронация российских государей, по-прежнему оставались в Москве. А это значит, что хотя бы раз в жизни члены царствующего дома должны были совершать путешествие из Санкт-Петербурга в Москву.
Петровский путевой дворец.
Императорская семья путешествовала из новой столицы в Первопрестольную в течение двух-трех недель. В пути «царский поезд» останавливался для проведения встреч будущего императора с подданными. Для отдыха членов царствующей семьи и сопровождавших их придворных строились так называемые «путевые» дворцы. Их между Санкт-Петербургом и Москвой было несколько, но, несомненно, самым величественным стал Петровский путевой дворец. Его еще иногда называют подъездным, поскольку здесь была последняя остановка перед въездом будущего императора в Москву.
История строительства Петровского путевого дворца.
История строительства Петровского путевого дворца весьма интересна и тесно связана, как ни странно, с событиями Первой русско-турецкой войны (1768-1774 годы). 10 июня 1774 года Российская империя торжествовала. В небольшом местечке Кючук-Кайнарджи между Россией и Турцией был заключен мирный договор, положивший конец Первой русско-турецкой войне. По условиям Кючук-Кайнарджийского договора Российская империя получила контрибуцию в 4,5 миллиона рублей, право держать военные корабли в Черном море и, главное, под протекторат России перешел Крым. Екатерина II решила достойно отметить это событие и повелела устроить большие народные гулянья в Москве.
История строительства Петровского путевого дворца.
Екатерина приказала построить напротив Ходынского поля, новый путевой дворец. Екатерина II повелела архитектору Казакову, ученику Баженова, построить для нее каменную дачу. Строительство Петровского путевого дворца велось очень быстро. Казаков приступил к работам в 1776 году, а уже в 1779 году начались отделочные работы. Все декоративные элементы (больше тысячи) были выполнены известным немецким мастером Иоганном Юстом. Екатерина II впервые посетила дворец в 1785 году по пути из Новгорода.
История строительства Петровского путевого дворца.
Перед взором императрицы предстало великолепное здание, по структуре своей напоминавшее классицистическую усадьбу: главный дом с флигелями, парадный двор, проездные ворота на задний двор и там – еще два хозяйственных флигеля. Но внешне дворец казался сказочным замком, в котором причудливо сочетались элементы различных эпох и архитектурных стилей: высокое боярское теремное крыльцо, увенчанное двойной аркой с гирькой и опирающееся на бочкообоазные колонны, соседствовало с барочными окнами-люкарнами, украшенными рогами изобилия; белокаменные древнерусские пояски прекрасно уживались со стрельчатыми готическими окнами.
Петровский путевой дворец. Башенки-донжоны.
Башенки-донжоны, придающие дворцу вид крепости, сверху были украшены зубцами-мерлонами, похожими на те, что поместили итальянские мастера на кремлевские стены, а проезды в задний двор фланкировали башенки, напоминавшие миниатюрные минареты. Дополняли это буйство фантазии архитектора многочисленные декоративные детали: пирамидки – «знак славы и памяти добрых государей», каменные шары, остроконечные звезды, винтовые дымоходы. «Праздник праздников», «дневная иллюминация» – так окрестили Петровский путевой дворец восторженные современники. Во дворце видели символическое воплощение так называемого «греческого проекта» императрицы.
Петровский путевой дворец во время Отечественной войны 1812 года.
Во время Отечественной войны 1812 года во дворце находилась ставка Наполеона, именно из него он наблюдал за тем как горит Москва. Во время отступления дворец был частично разрушен. Дворец простоял в полуразрушенном состоянии до 1827 года, когда император Николай I назначил архитектора Ивана Таманского, ученика Казакова, руководить восстановлением дворца. Таманский воссоздал внешний облик Петровского замка таким, каким его задумал его учитель, а вот интерьеры переделал в модном тогда стиле «ампир». Дворец вновь стал местом последней остановки царской семьи перед въездом в Москву.
После строительства в 1851 году железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой высочайшие особы, приехав на Николаевский вокзал, пересаживались в поезд, который по специально проложенной Царской ветке доставлял их на Брестский (Белорусский) вокзал. На Брестском вокзале все садились в экипажи и двигались в обратную сторону от Москвы, в Петровский путевой дворец, который по-прежнему оставался обязательной частью коронационных торжеств. Именно отсюда в день коронации торжественная процессия направлялась по Петербургскому тракту в Кремль. Со времен Николая I Петровский путевой дворец стал использоваться и как загородная дача членов императорской семьи, когда они находились в Москве. На первом этаже дворца располагалась приемная государя, комнаты членов императорской семьи, колонный зал, два вестибюля и четыре лестницы.
Петровский путевой дворец после революции 1917 года.
В 1917 году жизнь Петровского путевого дворца резко изменилась – он был национализирован, здесь размещались то пулеметная команда, то стрелковая рота. Новые обитатели топили печи драгоценным паркетом и мебелью красного дерева, а картины и ценности из дворца бесследно исчезли. В 1923 году Анатолий Луначарский предложил передать дворец «для утилизации» Красной авиации, благо неподалеку находился Ходынский аэродром. И дворец действительно ожидала утилизация: военные начали приспосабливать его под свои нужды. В одном из флигелей разместилась типография, в другом – моторная мастерская, купольный зал использовали как столовую. В Петровском путовом дворце пробили новые дверные проемы, поставили перегородки.
Петровский путевой дворец в современное время.
Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского занимала дворец до 1996 года. После переезда военных здесь начались серьезные реставрационные работы, которые продлились почти десять лет. Восстановленный дворец вернулся к выполнению представительских функций – он стал Домом приемов правительства Москвы. Сюда вновь приезжают высокопоставленные гости, здесь совершаются торжественные приемы и заседания. В Круглом зале дворца проходят концерты органной музыки, романсовая гостиная и концерты инструментальной музыки.