Гид по путешествиям
Пиза достопримечательности

Пиза

В маленькой Пизе памятников немного, но все они — настоящие шедевры средневекового искусства. Сейчас трудно представить, что этот городок был когда-то одной из самых сильных морских держав Европы, что он был богат. Лишь масштаб построек на площади Чудес позволяет представить, как выглядела процветающая городская коммуна до того, как на полуострове образовались большие государства — Тосканское и Миланское герцогства, Венецианская республика.

Центр города находится на правом берегу реки Арно, и площадь Чудес (campo dei Miracoli), она же Соборная площадь (piazza del Duomo), с «Падающей башней» — самая северо-западная точка центра. Архитектурный ансамбль площади Чудес — главной площади великого морского государства, — созданный в период его наивысшего могущества, можно понять как символический парадный портрет мудрого государя, богатого торговца и смелого воина.

Название площади очень точно отражает реальное положение вещей. Здесь действительно сосредоточены почти все чудеса города: Пизанский собор, Пизанская башня, баптистерий и кладбище Кампо-санто. Их изображения, разошедшиеся многомиллионными тиражами, вместе и по отдельности давно стали самыми узнаваемыми образами Италии. В зданиях, формирующих облик площади, гармонично сочетаются мощь романского стиля и изысканная ажурность готических фасадов, изрезанных арками.

Кафедральный собор Пизы, посвя-щенный вознесению Девы Марии (Il Duomo Santa Maria Assunta), воздвигнут на месте дворца римского императора Адриана (II в.), руины которого разобрали на строительный камень. Собор и другие здания площади отделаны светлым мрамором, также добытым из древнеримской постройки. Строительство главной церкви города начали в 1063 году по проекту архитектора Бускето, а освятил его в сентябре 1118 года папа Геласий II. В конце XII века архитектор Райнальдо завершил отделку фасада, украшенного разноцветным мрамором и аркадами, которые затем будут скопированы в галереях Пизанской башни.

Музей Дуомо находится между Соборной площадью (со стороны алтарной части Пизанского собора) и piazza dell’Archivescovado (пл. Аркивесковадо) и занимает многократно перестроенное здание XIII века, в котором сначала собирался соборный капитул, а потом размещались школа при архиепископстве, местная Академия изящных искусств и даже монастырь капуцинок.

Самый большой в мире баптистерий (1153) спроектировал архитектор по прозвищу Диотисальве (итал. Dio ti salve — «храни тебя Бог»). Замысел был грандиозен, и строительство баптистерия затянулось, отсюда — сочетание романского стиля, в котором баптистерий возводился вначале, с готическими формами верхних ярусов и скульптурной отделкой здания. И хотя надпись внутри здания торопливо называет датой окончания строительства 1278 год, работы в нем продолжались еще сто лет спустя.

Строить кампанилу Пизанского собора, знаменитую «Падающую башню», начали в 1173—1174 годах под руководством Бонанно Пизано (еще одним мастером, работавшим на строительстве кампанилы, был Вильгельм из Инсбрука), который возвел стены колокольни на уровень четырех ярусов. Уже в этот момент стало ясно, что грунт не выдерживает тяжести башни, конструкция дает неравномерную усадку и наклоняется. Со стройкой решили повременить, а в XIII веке архитектор Джованни ди Симоне надстроил еще три яруса, причем, стремясь визуально выпрямить башню, он увеличил высоту галерей с наклоненной к земле стороны колокольни. Вес новых этажей вновь вывел фундамент из состояния равновесия, поэтому самый верхний ярус, где теперь помещаются колокола, завершили только к 1372 году, когда работами руководил Томмазо Пизано — сын Андреа Пизано.

Соборная колокольня Пизы с южной (наклонной) стороны достигает высоты 55,86 м, но, если смотреть с севера, она выше почти на метр. Внешний диаметр восьмиярусной башни — 15,5 м, внутренний почти в два раза меньше, а толщина стен у основания превосходит 4 м. Вес конструкции составляет без малого 15 000 т (для перевозки всего камня, пошедшего на возведение башни, потребовалось бы около 400 железнодорожных вагонов).

Однако именно вес как результат желания построить на совесть стал главной причиной динамической неустойчивости здания. На протяжении столетий наклон башни менялся, менялось и его направление. До середины XIII века колокольня «падала» на север. Примерно с 1272 года до наших дней она медленно заваливается в обратную сторону. По фрагментарным данным, которыми располагают исследователи, отклонение от вертикали составляло во 2-й половине XIV века около 1,5 м. Потом крен увеличился, но в какой-то момент «Падающая башня» перестала падать. С середины XVI столетия наклон стабилизировался на значении 3,8 м к вертикали. В начале XX века Пизанская башня вновь пришла в заметное движение. В 1911-м ее наклон превысил 4 м, в 1935 году он стал 4,8 м, а в 1993 году — 5,4 м. Были проведены активные работы по спасению колокольни. Сооружение немного выпрямили (наклон стал меньше 5 м), смонтировав под ним новый 15-метровый бетонный фундамент, который, по уверениям строителей, гарантирует стабильность на следующие 100 лет.

Правый берег Арно Пьяцца-деи-Кавальери (piazza dei Cavalieri) — вторая по значению городская площадь Пизы — построена по проекту Джорджо Вазари. Это итог усилий флорентийских Медичи, стиравших враждебную для их власти память о великом прошлом города. В старину площадь носила название площади Семи Дорог (piazza delle sette vie)и была политическим центром Пизанского государства. В 1406 году именно здесь был провозглашен конец независимости Пизы и ее переход под власть Флоренции. Великий герцог Тосканский Козимо I Медичи разместил на площади резиденцию основанного им (1561) рыцарского ордена Cв. Стефана. По замыслу герцога, его рыцари («кавалеры») должны были содействовать Медичи в военных проектах, направленных против османов и алжирских пиратов, что, в свою очередь, привело бы к международному признанию значимости политики Тосканы. Пьяцца деи-Кавальери, перепланированная в соответствии со вкусами флорентийского Возрождения, красива и гармонична.

Фасад палаццо деи-Кавальери (Palazzo Cavalieri, перестроен 1564, Джорджо Вазари), где заседали органы коммунального управления Пизы, украшают аллегорические фигуры и знаки Зодиака, гербы Медичи и кавалеров ордена, аллегории Веры и Правосудия, бюсты великих герцогов Тосканских XVI—XVIII веков (на верхней галерее). Второе название палаццо — дворец Конвоев (Palazzo della Carovana): одной из функций ордена Св. Стефана было сопровождение торговых судов и защита их от пиратов. Наполеон в 1810 году передал дворец основанной им по французскому образцу Высшей Нормальной школе Пизы (Normale Superiore di Pisa).

Церковь Санто-Стефано-деи-Кавальери (S. Stefano dei Cavalieri) с замечательным фасадом — еще один проект Вазари. Окна второго яруса оформлены мраморными завесами, под верхним фронтоном помещен красный орденский крест, над полуциркульным фронтоном центрального портала — герб ордена. В церкви хранятся рыцарские трофеи ордена, в том числе и турецкие знамена, захваченные в битве при Лепанто. Среди произведений искусства — бюст работы Донателло, картины Джорджо Вазари и нескольких местных живописцев.

Церковь Сан-Сеполькро (Santo Sepolcro, Гро ба Господня) дополняет палестинские реликвии Пизы (шип тернового венца Христа и горсть земли Иерусалима на кладбище Кампосанто), привезенные пизанцами из Крестовых походов. Церковь построена после 1113 года по проекту Диотесальве по заказу рыцарей ордена госпитальеров, и ее центрический план и купол повторяют своей формой купол над ротондой Гроба Господня в Иерусалиме.

    Аренда авто по всему миру - 120*600
    120*600
    Парковки park&fly - 160*600
    120*600
    120*600
    Booking.com