Сиена — один из самых удивительных городов Италии.
Сиена — один из самых удивительных городов Италии, и без нее невозможно понять страну. Сиена сохранила свою старину — город имеет на удивление средневековый облик, свою красоту — иконы и картины большей частью остались на своих местах в церквях, а пейзажи городских окрестностей не превратились в индустриальный фон. И при этом Сиена не стала музеем под открытым небом и верна своим традициям до сих пор.
Осмотреть Сиену нетрудно. Даже во время короткой прогулки панорамы, которые открываются в просветах между домами, виды на долины и холмы вокруг оставляют сильное впечатление подлинности. Короткий маршрут стоит начать на Кампо Сиены с фонтаном Гайа, затем посетить палаццо Пубблико с его фресками, величественный Дуомо с его инкрустированными мраморными полами и кафедрой проповедника, зайти в Музей собора, чтобы увидеть «Маэсту» Дуччо.
В маршрут на целый день, помимо этого, войдут церкви, дом Екатерины Сиенской и Пинакотека. В Сиену можно попасть через восемь городских ворот. На дороге, ведущей к центру от ворот Сан-Марко (Porta San Marco), множество указателей. Исторический центр, который до сих пор окружен средневековыми стенами, легко обойти пешком, хотя в лабиринте улиц вокруг piazza Jl Campo (пл. Кампо) можно заблудиться. От ж/д вокзала можно доехать на автобусе до p.Matteotti (пл. Маттеотти); via Pianigniani (ул. Пьяниньяни) выведет от остановки на via Banchi di Sopra, которая идет к Кампо.
Площадь Кампо (рiazza il Campo).
Главная площадь города, на которой св. Бернардино Сиенский в XV веке собирал на проповеди толпы народа, кажется специально приспособленной для публичных выступлений. Это не случайно: формапьяццы повторяет очертания римского театра, камень которого пошел на ее строительство. Подобно античным театрам, часто размещавшимся на склонах холмов, площадь понижается к палаццо Пубблико. Однако для истинного сиенца Кампо — это плащ Девы Марии, укрывающий сердце города. Одна из самых красивых площадей Европы вымощена камнем разных оттенков и разделена полосами из травертина на 9 секторов, в память о том времени, когда городом правил Совет Девяти.
Палаццо Пубблико.
Палаццо Пубблико начали строить в 1297 году. В 1299 году возведен главный корпус, а в 1310 году закончено строительство боковых крыльев. Главный корпус палаццо выполнен в стиле тосканской готики. Верхний ярус фасада украшают солнечные часы с монограммой Христа, а двумя ярусами ниже красуется герб семьи Медичи, напоминающий о присоединении Сиены к Великому герцогству Тосканскому. Со времени строительства палаццо Пубблико подвергся лишь незначительным переделкам. В конце XVII века знаменитый римский архитектор Карло Фонтана надстроил боковые крылья и несколько изменил интерьер с целью укрепления его внутренней конструкции.
Башня-кампанила Торре-дель-Манджа.
Башня-кампанила Торре-дель-Манджа, примыкающая к палаццо Пубблико (1338—1348), построена, согласно преданию, по проекту Липпо Мемми, ученика и затем зятя Симоне Мартини. Колокола Торре-дель-Манджа, которая получила название по имени звонаря Джованни ди Дуччо, прозванного Ман-джагваданьи (итал. Mangiaguadagni — «тот, кто проедает весь свой заработок»), первый раз зазвонили в 1348 году, когда в город пришла чума — «черная cмерть»
Капелла ди-Пьяцца (Cappella di Piazza).
Окончание великого мора сиенцы отметили строительством у подножия башни лоджии Капелла ди-Пьяцца (Cappella di Piazza). Ее завершили в 1352 году, но перестроили в следующем столетии в стиле ренессанс: нижние части пилястр до карниза отделаны готической скульптурой и острыми арками, верхние — ренессансными нишами с раковинами, гирляндами и античными мотивами. Высота Торре-дель-Манджа — 88 м (с громоотводом — 102 м), и, чтобы подняться на ее вершину, где расположена смотровая площадка, придется преодолеть 512 ступеней.
Городской собор Сиены (Duomo di Siena).
Городской собор Сиены (Duomo di Siena), один из прославленных памятников архитектуры Италии, стоит на месте древней церкви IX века. Официально новый трехнефный храм (90 x 50 м) в честь вознесения Девы Марии освятил в 1179 году папа Александр III, великий уроженец Сиены, но строительные работы продолжались еще несколько столетий. Купол завершили в 1263 году, романскую колокольню — в 1313-м. Строителем собора называют Джованни Пизано.
Городской собор Сиены (Duomo di Siena).
Архитектурное решение и убранство здания соединяют романский и готический стили. Фасад завершен в конце XIV века. В нем нетрудно узнать черты собора города Орвьето, бывшего для строителей объектом соперничества и подражания. Храм отделан белым мрамором с использованием мрамора других цветов. Чередование светлых и темных полос (здесь из белого и зеленого мрамора) в боковых нефах — узнаваемая черта тосканской архитектуры.
Городской собор Сиены (Duomo di Siena).
К оформлению фасада приложил руку еще Джованни Пизано. Порталы декорированы барельефами Тино ди Камайно, которые изображают свв. Иоакима и Анну, родителей Девы Марии. В верхней части фасада расположено окно-роза, а вокруг него — скульптурные изображения ветхозаветных патриархов.
Городской собор Сиены (Duomo di Siena).
Главная достопримечательность интерьера собора — мозаичные полы. В конце главного нефа неизвестный мастер в 1372 году изобразил колесо Фортуны. На вершине колеса на троне сидит король со скипетром и державой, три мужские фигуры, цепляясь за колесо, стремятся на нем удержаться. По сторонам в медальонах изображены мудрецы древности: Эпиктет, Аристотель, Сенека и Еврипид со свитками в руках. Начертанные на свитках латинские изречения расширяют смысл аллегории, темой которой становится не только случай, правящий миром, но и мудрость, созерцающая земную суету.
Сиена. Национальный Археологический музей.
Национальный Археологический музей Сиены входит в комплекс Оспедале-ди-Санта-Мариа-делла-Скала. Ядро собрания — артефакты из раскопок в округе Сиены. Среди них — этрусская керамика (прекрасная коллекция чернолаковых, с имитацией металлической поверхности, ваз «буккеро»), расписные греческие — кампанские и апулийские — и этрусские вазы, в том числе знаменитый кратер с изображением «Смерти Эгисфа», римские саркофаги III—IV веков, произведения античной скульптуры (например, так называемый портрет Сенеки, I в.).
Церковь Блаженного Августина.
Церковь Блаженного Августина 10 (Sant’ Agostino) находится на расстоянии около 200 м на юг от Пинакотеки по via di San Pietro (виа ди-Сан-Пьетро). Храм построен в XIII веке и перестроен в XVI веке. Фасад создан в XVIII столетии, тогда же, после пожара, был обновлен интерьер. Здесь хранятся «Почитание Распятия» Перуджино, многочисленные произведения Ванни и Манетти. В капелле Бики можно увидеть фрески Симоне Мартини и Луки Синьорелли, а в капелле Пикколомини — Амброджо Лоренцетти, Маттео ди Джованни и Содому. На via di Citta (виа Читта) — одной из самых красивых улиц Сиены — и на продолжающей ее via Banchi di Sopra (виа Банки-ди-Сопра) расположены палаццо, некогда принадлежавшие местной знати. Via di Citta начинается от p. Postierla (пл. Постьерла) 11 , или площади Четырех углов, украшенной бронзовым фонтаном с изображением орла (знаком контрады «Орел»). Это один из 17 фонтанов (по числу контрад города), в котором проходит благословение лошадей перед скачками.
Палаццо Пикколомини.
От фонтана на север протянулась череда богатых городских дворцов — палаццо Пикколомини (Palazzo Piccolomini, XV в.), палаццо Киджи-Сарачини (Palazzo Chigi-Saracini, XIII—XVIII вв.) и лоджия деи-Мерканти 12 (Loggia dei Mercanti). В 100 м от лоджии на левой стороне улицы стоит палаццо Толомеи 13 (Palazzo Tolomei, XIII в.), фасад которого смотрит на маленькую одноименную площадь. Наконец, улица приведет на p. Salimbeni (пьяцца Салимбени), названную по имени извечных врагов семьи Толомеи. Дворцы, стоящие на ней, выдержаны в трех разных стилях: палаццо Салимбени 14 (Palazzo Salimbeni) — готический, дворец Спаннокки 15 (Palazzo Spannocchi) — ренессансный, а палаццо Тартуччи (Palazzo Tartucci) — барочный.
Сиена. Базилика Св. Доминика.
Базилика Св. Доминика (Basilica di San Domenico) возведена на холме Кампореджо, на котором, если верить сиенскому хронисту, флорентийцы, подступившие к Сиене в 1260 году, намеревались после покорения города возвести крепость. Строительство церкви велось в 1226—1265 годах, а в XIV веке она была расширена, переделана в готическом стиле, тогда же в ней разместилась резиденция ордена доминиканцев. В церкви молилась св. Екатерина Сиенская, поэтому это одна из особо чтимых церквей в городе.
Уведомление: Сиена. Собор Санта-Мария-Ассунта (Duomo, Cathedral Santa Maria Assunta) - Гид по путешествиям