Ярославль достопримечательности.
Ярославль — самый большой город Золотого кольца. Главные местные достопримечательности — древний Спасо-Преображенский монастырь, в котором когда-то было обнаружено «Слово о полку Игореве», и несколько десятков соборов и церквей, выстроенных местными мастерами в XVII– XVIII веках. Город стоит на Волге, и его знаменитая набережная, с которой открываются удивительные виды на реку, — прекрасное место для неспешных прогулок.
Ярославль Спасо-Преображенский монастырь.
Осмотр Ярославля лучше всего начинать со Спасо-Преображенского монастыря — главного ярославского музея и уникального памятника русской архитектуры. Сегодня это единственное сохранившееся в центре укрепление, так что монастырь иногда принимают за Кремль. На самом деле ярославский детинец располагался на стрелке Волги и Которосли, его деревянные стены снесли в XVIII веке.
Ярославль Богоявленская площадь.
Спасо-Преображенский монастырь стоит на Богоявленской площади, получившей свое название по расположенной здесь церкви Богоявления (1684–1693). Стены, приделы и крыльцо этого пятиглавого храма украшены изразцами, которые делятся на два типа: одни, с повторяющимся рисунком, составляют сплошные горизонтальные орнаментальные пояса, другие — с замкнутым рисунком в центре — располагаются вертикальными рядами. Всего на стенах церкви представлены пять вариантов рисунков пяти цветов, которые создают бесчисленное разнообразие декора. Не менее красиво внутреннее пространство храма: он освещается девятью ог- ромными окнами, а стены его покрыты сплошным ковром фресок XVII века. Примечателен и шестиярусный иконостас, в котором сохранились образа XVII века.
Ярославль Знаменская башня.
На восточной стороне Богоявленской площади находится Гостиный Двор (Петр Паньков, 1814–1818), построенный на месте городских валов, окружавших посад. За ним высится редкий памятник крепостной архитектуры Ярославля — Знаменская (или Власьевская) башня (1658–1659), поставленная после пожара 1658 года, в котором сгорели деревянные городские укрепления. Из 16 построенных тогда башен до нашего времени сохранились всего две (вторая, Волжская, расположена на набережной).
Ярославль Волковский театр.
Чуть дальше стоит Драматический театр имени Федора Волкова (Николай Спирин, 1911) — старейший в России. Он был создан в 1750 году молодым ярославским актером Федором Волковым (1729–1763), который впоследствии возглавил труппу первого санкт-петербургского театра (будущей Александринки). Большой портик театрального здания увенчан скульптурными изображениями Аполлона, Мельпомены и Талии — древнегреческих покровителей искусства.
Ярославль церковь Ильи Пророка.
Прямо от Знаменской башни начинается пешеходная улица Кирова — местный аналог московского Арбата. Она выходит на Советскую площадь, на которой стоит церковь Ильи Пророка (1647–1650), символ и гордость Ярославля. Храм был выстроен по заказу богатейших скупщиков пушнины Аникея и Нифантея Скрипиных — главных инициаторов борьбы посадских жителей с влиянием Спасского монастыря, крупнейшего городского землевладельца. Несметные богатства Скрипиных заставляли считаться с ними даже царя Алексея Михайловича, который в конце концов лишил монастырь всех земель на посаде.
Ярославль Волжская набережная.
Слева от собора небольшая улица выводит на Волжскую набережную, которая считается едва ли не самой красивой из всех приволжских набережных русских городов. Она была впервые благоустроена в 1823 году: тогда высокий берег реки укрепили валунами и дерном, посадили деревья, поставили решетки и беседки для отдыха. Из тех, первых беседок сохранилась лишь одна: напротив древних церквей Николы Надеина и Рождества Христова.
Ярославль церковь Николы Надеина.
Церковь Николы Надеина (1622) — первый каменный посадский храм в Ярославле — стоит во дворе трехэтажного советского дома. В названии храма отразилось им его заказчика — купца Епифания Светешникова про прозвищу Надей. До наших дней церковь дошла в перестроенном виде: в начале XVIII столетия у нее появилось другое завершение (первоначально храм был пятиглавым). Внутри она состоит из двух частей — основного объема и Благовещенского придела, который служил своеобразной домовой церковью заказчика.
Ярославль Рождественская церковь.
Рядом с храмом Николы Надеина стоит еще одна посадская церковь, освященная во имя Рождества Христова (XVII в.). Ее заказчиками также выступили ярославские купцы — братья Назарьевы, чья усадьба располагалась неподалеку. Рождественская церковь во многом строилась по образцу храма Николы Надеина, но ее заказчики были куда менее богаты, чем Светешников. Средств на завершение постройки у них не хватило, и закончен храм был только через несколько десятилетий сыновьями одного из Назарьевых.
Ярославль музей Музыка и время.
На отрезке Волжской набережной от храма Николы Надеина до бывшего центра города расположены три интереснейших ярославских музея. Первый из них — «Музыка и время», созданный в начале 1990-х годов иллюзионистом и актером Джоном Мостославским. В маленьком доме он разместил свою коллекцию колокольчиков (поддужных, подпружных, настольных, дверных, рыбацких, церковных), собирать которую начал еще в детстве. Постепенно к колокольчикам добавились разнообразные старинные вещи: часы, му- зыкальные инструменты, иконы, утюги, патефоны и граммофоны. Экспозиция превратилась в интерьер старинной квартиры, где все звенит, двигается, тикает, поет, играет. Для каждого посетителя здесь специально заводят шарманку, музыкальную шкатулку, граммофон, полевой патефон времен Великой Отечественной войны. Иногда экскурсии проводит и сам хозяин.
Ярославль музей истории города.
Через два дома находится Музей истории города, занимающий особняк купцов Кузнецовых (1893). Здесь выставлены археологические находки, макеты города и храмов в их первоначальном, неперестроенном виде, документы и фотографии, связанные с их историей. Отдельный интерес представляет зал, посвященный истории города первой половины XX века — в том числе трагическим событиям Ярославского восстания 1918 года.
Ярославль стрелка Волги и Которосли.
Чуть дальше, на берегу реки, видна Волжская башня — второе из сохранивших- ся до наших дней городских укреплений XVII века. Набережная выходит к стрелке Волги и Которосли. Здесь в IX–X веках находилось языческое святилище одного из финно-угорских племен, тотемом которого был медведь. Именно поэтому в легендах и фольклоре это место называется «медвежьим углом», а на гербе Ярославля изображен медведь.
Ярославль Рубленный город.
В начале XI века это поселение захватили воины ростовского князя Ярослава Мудрого. По преданию, князь сам топором зарубил священного медведя и приказал на неприступном мысу над Волгой срубить небольшую крепость. Выстроенный из дерева Ярославский кремль называли «Рубленым городом». Его последние обветшавшие постройки были разобраны в XVIII веке по приказу Екатерины II. Древнейшая часть города в треугольнике между стрелкой и Медведицким оврагом (сейчас здесь устроены спортивные площадки) в XVII–XVIII веках оставалась местом, где жили правительственные чиновники и высшее духовенство.
Ярославль церковь Николы Рубленный город.
В названии расположенной неподалеку пятиглавой церкви Николы Рубленый город (1695) отразилось ее местоположение — раньше близ храма находились деревянные стены Кремля. Церковь была выстроена на средства посадских людей, владевших ярославскими верфями. Сегодня в ней размещается реставрационный отдел Художественного музея.
Ярославль церковь Спаса на Городу.
За Никольским храмом начинается спуск на Подзеленье — низкий берег Которосли. Здесь стоит церковь Спаса на Городу (1672), в названии которой подчеркивается, что храм стоит не в крепости, а на посаде. Главным его фасадом стал северный, обращенный к бывшему торгу. С двух сторон Спасская церковь обрамлена шатрами колокольни и придела. Расписан храм был в 1693 году артелью из двадцати ярославских мастеров. Фрески разделены на семь ярусов: четыре верхних посвящены земной жизни Христа, а нижние — истории Животворящего Креста.
Церковь Михаила Архангела в Ярославле.
Еще один храм, расположенный на Которосльной набережной, — церковь Михаила Архангела (1658–1682). Она стоит на высоком подклете, который изначально использовался для хранения товаров (рядом с храмом находилась торговая площадь). Здесь хранилась икона «Архангел Михаил» (XIII в.), сейчас выставленная в Третьяковской галерее.
Ярославль церковь Дмитрия Солунского.
С другой стороны Спасского монастыря, за Богоявленским храмом, стоит церковь Дмитрия Солунского (1671–1673). Изначально она была пятиглавой и свое нынешнее завершение получила в первой половине XIX века. Внутри сохранились фрески XVII столетия, выполненные ярославскими мастерами под руководством Севастьяна Дмитриева, за 45 лет до того участвовавшего в росписи церкви Николы Надеина. Рядом с летним Дмитриевским стоит зимний храм Похвалы Божией Матери (1677), перестроенный в начале XIX века в стиле классицизм.
Ярославль церковь Николы Мокрого и Тихвинской иконы Богоматери.
Наиболее значительным памятником этого района города стал ансамбль церквей Николы Мокрого (1665–1672) и Тихвинской иконы Богоматери (1686). Главный, северный, фасад Никольского храма с двух сторон окружен шатрами придела и колокольни. Окна церкви оформлены многоцветными изразцовыми наличниками. Настенные росписи разбиты на пять ярусов. Нижний посвящен изображению семи Вселенских соборов христианской церкви, верхние — сценам из жития Николы Чудотворца. Никольская церковь летняя, зимой она не отапливалась. Поэтому рядом с ней выстроили теплую церковь Тихвинской иконы Богоматери — скромную, почти не украшенную. В 1690-х годах к западным фасадам обеих церквей были пристроены притворы, с необычайной пышностью декорированные цветной керамикой.
Ярославль дом Иванова.
Наискосок от Никольской церкви стоит интересный памятник гражданской архитектуры — «Дом Иванова», называющийся так по фамилии одного из последних владельцев. Это типичный образец жилого дома богатого горожанина конца XVII века. В нижнем этаже располагались склады, в верхнем — жилые покои. Наружное крыльцо раньше вело в сени второго этажа, по обе стороны которого находились парадные и личные комнаты.
Ярославль храмовый комплекс в Коровниках.
На другой стороне Которосли (перебраться через реку можно по Московскому мосту, расположенному у Спасо-Преображенского монастыря), в бывшей Коровницкой слободе стоит необычайно красивый ансамбль из двух церквей XVII века. Церковь Иоанна Златоуста (1649–1654) была построена здесь на средства посадских людей Ивана и Федора Неждановских (заказчиков позднее похоронили в южном приделе храма). Ее алтарное окно украшает огромный изразцовый наличник с плавными, заостренными наверху обрамлениями. К храму примыкают два шатровых придела и три двускатных крыльца. Расписана церковь была в 1732–1733 годах артелью местных, коровницких мастеров.
Ярославль Толчково.
Неподалеку от следующего моста через Которосль раньше находилась самая богатая и большая из ярославских слобод — Толчково, где жили в основном кожевенники. На их средства здесь был возведен пятиглавый собор Федоровской иконы Богоматери (1687). В 1715 году храм был расписан ярославской артелью Федора Игнатьева и Федо- ра Федорова. Большинство сюжетов стенописей связано с прославлением Богородицы и с Феодоровской иконой, причем в них используется множество деталей, современных художникам, — древние воины скачут под трехцветными знаменами времен Петра I, девушки одеты в платья европейского покроя. Сохранился в храме и замечательный резной иконостас 1705 года.
Ярославль церковь Иоанна Предтечи.
Еще один интересный храм стоит чуть выше по течению Которосли. Это церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (1671– 1687). Она выглядит очень необычно; особенно непривычно завершение главного купола — по моде XVIII века оно выполнено не в традиционной форме луковицы, а напоминает скорее вогнутую чашу. Но вместе с тем этот храм — своеобразный итог развития всей ярославской архитектурной школы.