Ростовский кремль.
Ростов Великий — небольшой тихий город преимущественно одно- и двухэтажной застройки, где сохранились несколько древних монастырей и необыкновенный красоты Ростовский кремль с многоглавыми церквями и башнями, покрытыми деревянной черепицей. Еще одна местная достопримечательность — большое озеро Неро, на которое приезжают рыбачить со всей округи.
Ростовский кремль.
Наверное, нет в России человека, которому бы стены, башни и крытые переходы Ростовского кремля не показались бы знакомыми: именно здесь снимались «древнерусские» эпизоды фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Строился он как резиденция архиереев Ростовско-Ярославской епархии, а вовсе не как княжеская крепость, как в большинстве других городов. Поэтому правильное его название — Архиерейский (или митрополичий) двор, но по привычке все называют главную городскую достопримечательность Кремлем.
Ростовский кремль центральная часть.
Кремль можно разделить на три самостоятельные части. Центральная — это собственно Архиерейский двор с хозяйственными и жилыми постройками, обнесенный высокими стенами с надвратными храмами. С севера к нему примыкает бывшая Соборная площадь с Успенским собором, а с юга расположена территория Митрополичьего сада. Попасть в Кремль можно через Святые ворота (1754),ведущие к главному ростовскому собору, или через ворота в ограде Архиерейского двора, над которыми возвышается церковь Иоанна Богослова. Здесь же расположена касса, в которой можно купить билеты на работающие в Кремле выставки.
Успенский собор Ростовского кремля.
Успенский собор (1508–1512) первоначально стоял на городской площади, где шумели вече и торг. Построенная в XVIII веке ограда и здания торговых лавок XIX века отделили храм от остального города. На месте Успенского собора издревле стояли церкви. От одной из них, построенной в XII веке при Андрее Боголюбском, сохранился Леонтьевский придел, который еще называют пещерным, так как он находится намного ниже уровня алтаря. В нем хранятся мощи ростовского епископа Леонтия, убитого в 1071 году язычниками.
Успенский собор в Ростове.
Стены Успенского собора в 1660-х годах расписала артель мастеров под руководством знаменитого костромского художника Гурия Никитина, однако до нас эти фрески дошли лишь частично — позднее поверх них положили новый слой. В XVII веке Успенский собор затронуло развернувшееся рядом грандиозное строительство: тогда к храму пристроили парадное крыльцо и заменили шлемовидные главы на луковичные.
Ростовский звон.
А рядом была возведена четырехглавая звонница, на которой до наших дней сохранились 13 уникальных колоколов, отлитых в XVII–XIX веках. Каждый из них обладает своим звучанием, а все вместе они создают знаменитый полифоничный «ростовский звон», послушать который съезжались жители с дальних мест. Самый большой, 2000-пудовый (около 32 т) колокол называется «Сысой» (в честь отца митрополита Ионы), чуть поменьше — на 1000 пудов — «Полиелейный» (созывающий на «полиелейные» праздники, во время которых в храме зажигаются паникадила), затем идут «Лебедь», «Баран», «Голодарь» (использовавшийся во время Великого поста), «Козел» и другие.
Звонница Успенского собора.
На звонницу можно подняться: с нее открывается вид на Кремль и центр города. Но особенно впечатляют огромные колокола, которые здесь можно рассмотреть вблизи. На входе висит строгая табличка, предупреждающая, что попытка позвонить в них расценивается как хулиганство и карается в соответствии с Уголовным кодексом.
Надвратная церковь Воскресения Христова.
Попасть с Соборной площади на территорию Архиерейского двора можно через богато украшенные парадные ворота с надвратной церковью Воскресения Христова (1670)ипримыкающимикней двумя башнями. Внутренние стены храма полностью расписаны, и даже иконостас нарисован на каменной предалтарной стене. Стенопись была выполнена около 1675 года артелью ярославских и костромских мастеров на сюжеты из Ветхого и Нового Заветов.
Ростовский кремль стены и башни.
Стены и башни митрополичьей резиденции строились на протяжении 1670–1680-х годов. Хотя мастера снабдили их всеми признаками крепостного сооружения, Ростовский кремль с самого начала своего существования не играл военной роли. Об этом свидетельствует, в частности, богатое убранство башен, в том числе широкие, декорированные наличниками окна. Такое сочетание военной мощи и парадной нарядности демонстрировало величие Ростовской епархии, одной из крупнейших в России.
Ростовский кремль.
Главы церквей и фасадных башен сделаны из лемеха — выструганных из осины дощечек, которые со временем приобретают характерный серый цвет с атласным отливом. В центре митрополичьего двора находится пруд, а вокруг него расположены административные, жилые и хозяйственные постройки. Они соединяются между собой, образуя уютные внутренние дворики.
Ростовский кремль здание Судного приказа.
Непосредственно к Воскресенской церкви примыкает двухэтажное здание Судного приказа (1650–1660-е), с возведения которого и началось все кремлевское строительство. Приказ не только выполнял судебные функции, но и был центром общего управления епархией. Сегодня здесь открыт Музей финифти, в котором хранится больше 2000 эмалевых миниатюр XVIII–XX веков.
Ростовский кремль Дом на погребах.
Красное здание справа — гостиница «Дом напогребах» —наверное, лучший вариант для ночевки в Ростове. Поселившись в ней, можно побродить по Кремлю после его закрытия — без толп туристов, — а по- утру проснуться от знаменитых звонов. В центре двора возвышается большой корпус митрополичьих хором, возведенный при Ионе Сысоевиче в середине XVII века. Здесь не только жил митрополит; в этом здании хранилась его богатейшая казна, а часть помещений занимал Казенный приказ, ведавший всеми финансовыми делами епархии.
Ростовский кремль митрополичьи хоромы.
В XVIII столетии, при митрополите Самуиле, здание надстроили третьим этажом и реконструировали в формах классицизма, тогда оно получило название Самуилова корпуса. В 1920-х годах реставраторы восстановили на первом этаже узкие окошки, благодаря которым можно представить, как выглядело здание в XVII веке. Сегодня в митрополичьих хоромах устроена экспозиция отдела древнерусского искусства. Здесь собраны иконы XIII–XX веков, большинство из которых написаны в Ростове и посвящены местным святым.
Ростовский кремль Красная палата.
Белое здание с двухшатровым крыльцом справа от корпуса — Красная палата (1670-е), в которой останавливались приезжавшие в Ростов цари и императоры. На ее первом этаже работает выставка, посвященная археологическим находкам в Ростове и его окрестностях. В западной стене находится еще один вход в Кремль, оформленный так же, как и парадный: две крепостные башни и храм. В церкви Иоанна Богослова (1683) тоже есть иконостас, нарисованный на стене, да и вся система живописного убранства очень близка Воскресенской церкви.
Ростовский кремль.
Помимо сцен из жизни Христа (они представлены в двух нижних ярусах), здесь также проиллюстрировано житие Иоанна Богослова и Авраамия Ростовского. Особенное внимание художник уделил сюжетам, посвященным борьбе христианства и язычества. Как и в ярославских храмах, строившихся во второй половине XVII века, религиозные изображения здесь наполнены бытовыми деталями: очень интересно, например, рассмотреть фреску «Иоанн и Прохор, растапливающие баню» в третьем ярусе западной стены. К сожалению, в XIX веке большая часть фресок была поновлена, и о первоначальном их виде можно судить лишь по сохранившимся фрагментам на своде и в шестом ярусе стен.
Ростовский кремль церковь Одигитрии.
Неподалеку от храма Иоанна Богослова расположена церковь Одигитрии, построенная в конце XVII века, а позже украшенная пестрым орнаментом, имитирующим рельеф. На втором ее этаже проходят различные временные выставки.
Ростовский кремль храм Спаса на Сенях.
Из митрополичьих палат церковный владыка по открытой галерее мог попасть на богослужения в свой домовый, личный храм Спаса Нерукотворного, который называют также Спасом на Сенях, поскольку стоит он на двухэтажном подклете (там находились кладовые и другие хозяйственные службы). В архитектуре домовой церкви сказались личные вкусы заказчика, любившего торжественные и многолюдные богослужения. Этим объясняется необычное пространственное решение: две трети помещения храма занимает солея (возвышение перед алтарем). Здесь Иона собирал во время службы десятки священников. Почти все внутреннее пространство храма украшено фресками. Росписи пяти ярусов южной и северной стен иллюстрируют 40 сюжетов из Евангелий, а вся западная стена занята композицией «Страшный суд».
Ростовский кремль здание Белой палаты.
Вход в церковь находится на севере (устроить вход на западе мешало вплотную примыкающее здание Белой палаты, предназначавшееся для торжественных трапез). Из нее по переходу можно попасть в Княжьи терема (XVII в.), находящиеся в третьей, самой дальней части Кремля. Откуда взялось их название — не очень понятно: ростовские князья никогда здесь не бывали. Вероятно, палаты служили жилыми помещениями Архиерейского дома. В третьей, хозяйственной, части Кремля, в Архиерейском саду, стоит церковь Григория Богослова (1680-е), которая была приписана к существовавшему здесь Григорьевскому монастырю. Храм сильно пострадал во время пожара в 1730-х годах, поэтому от его древнего убранства почти ничего не сохранилось.
Уведомление: Ростов Великий один из древнейших городов России.