Кавказ

Северная Осетия: Мидаграбинские водопады

Сегодня проснулись раньше обычного, так как хочется застать горы без тумана, дымки и облаков. Наша главная цель сегодня – Мидаграбинские водопады. Погода прекрасная, Кавказ сверкает белоснежными вершинами, а высокое голубое небо задает тон хорошему настроению. Мы поедем по уже знакомой нам дороге, через Верхний Фиагдон, и далее по грунтовому серпантину, мимо тех самых крутых локаций с качелями, башней Курта и арт объектом Æ, если пропустили, читайте в нашей статье Северная Осетия: Даргавс и Аланский мужской монастырь за один день.

DSC_1180-1-1024x678 Северная Осетия: Мидаграбинские водопады
Мидаграбинские водопады

Дорога к Мидаграбинским водопадам

На этот раз у села Джимара мы сворачиваем направо, так как налево дорога пойдёт в Даргавс и Кармадон. Далее всё просто, едем до тех пор пока дорога не упрется в горы. На всякий случай возьмите паспорт, так как дорога будет проходить мимо пограничного пункта. Нам повезло больше, шлагбаум был закрыт, пограничников не было, но слева есть объезд, им мы и воспользовались. Далее только прямо до импровизированной стоянки. В целом, дорога хорошая, можно и на седане проехать.

DSC_1284-1-1024x678 Северная Осетия: Мидаграбинские водопады

Мидаграбинская долина

Спустя пару часов мы на месте. Вот они! Я себе это представлял так: Мидаграбинские водопады срываются с ледников Кавказских гор, долина покрывается миллиардом мелких брызг, а солнце рисует радугу… На самом деле всё немного не так. Всего здесь 8 водопадов, дойти без особых проблем можно до двух. Возможно, при активном таянии ледников летом, водопадов становится больше. Нужно учитывать, что водопады находятся на высоте от 2,5 до 3 км над уровнем моря, поэтому весна здесь приходит позже, соответственно и таяние начинается позже чем в низине.

DSC_1292-1-1024x678 Северная Осетия: Мидаграбинские водопады
Мидаграбинские водопады

Мы доехали до парковки, оставили там автомобиль и пошли по тропинке к водопадам. Самый первый шумел справа от нас, его хорошо видно с дороги, поэтому мы пошли дальше. Перед нами с высоты в несколько десятком метров срываются потоки кристально чистой воды. Это Тахкадон или Малый Зейгалан. У подножья водопада был снег, что казалось сказочным учитывая, что на дворе был май и мы ходили в футболках.

DSC_1211-1-678x1024 Северная Осетия: Мидаграбинские водопады

Если подняться ещё выше, то можно выйти к главному водопаду Мидаграбинской долины – Большому Зейгалану. Только представьте, этот водопад считается самым высоким в Европе! Его высота более 750 метров, и вместе с потоками воды он несёт камни и осколки ледника. Мы можем только представлять насколько он красивый, так как в начале мая Большой Зейгалан сухой… Наледь, образованная зимой, уже растаяла, но ледник, кстати именно по его имени и назван водопад, ещё не начал таяние. Как итог, можно только смотреть на скалы и рисовать воображением эту красоту.

DSC_1222-1-1024x678 Северная Осетия: Мидаграбинские водопады
Мидаграбинская долина

Самый большой водопад Европы

DSC_1241-1-678x1024 Северная Осетия: Мидаграбинские водопады

Так как мой энтузиазм не был награжден красивым водопадом я предложил нашей банде спускаться на парковку, а сам отправился вдоль склона до водопада, с которого начинается река Гизельдон. До водопада по имени Зеленый идти было очень сложно. Мне приходилось карабкаться по крутому склону, преодолевая россыпь и снег. Так как я понимался всё выше, то и снега становилось больше. Иногда преодолевая засыпанный снегом овраг, я держал рюкзак выше головы, на случай, если снег не выдержит, и я провалюсь. Но всё обошлось, я дошел до водопада, передохнул под шум летящей вниз воды. А затем вернулся на парковку к нашей банде.

Мы перекусили припасами, которые взяли с собой, так как здесь вы не найдёте кафе. Но что может быть приятнее, чем перекусить на свежем горном воздухе с видом на белоснежные шапки Кавказа и под шум горной реки? Верно ничего! Поэтому стараемся остановить время, чтобы как можно дольше насладиться этим моментом.

Мидаграбинское озеро

На обратном пути мы заскочили на Мидаграбинское озеро, которого кстати на картах нет, скорее всего потому, что это не совсем озеро, а скорее запруда. Но какой красивый вид открывается здесь если смотреть на вершины гор, которые отражаются в глади этого озера. Только ради этого стоит оставить авто у камня с мечом и прогуляться до озера. В принципе можно и на машине проехать, но там есть небольшой брод и всё будет зависеть от уровня воды.

И в завершении нашего рассказа о Мидаграбинских водопадах, немного скажу о том самом мече в камне. Этот арт-объект появился относительно недавно, летом 2020 года. Точное название «Скифский акинак» – это разновидность оружия скифов. Первоначально это был длинный кинжал, но позже скифы стали использовать короткий меч. Авторы арт-объекта творческого объединения Mah Kond. Ребята, в рамках мероприятия «Обустройство мест показа» установили 10 различных объектов на территории Северной Осетии.

DSC_1290-1-678x1024 Северная Осетия: Мидаграбинские водопады

Вот такой получилась наша поездка к Мидаграбинским водопадам. Что нужно знать перед посещением! 1. Выезжать к водопадам нужно рано утром, так как после обеда местность покроется туманом, и вы ничего не увидите. 2. Берите с собой паспорт, так как могут быть пограничники. 3. Еду для перекуса нужно взять с собой, так как кафе там нет или можно воспользоваться услугами магазина в селе Джимара, он такой синенький, слева от дороги. 4. Проехать можно даже на седане, дорога грунтовая, но вполне проходимая. 5. И возьмите тёплые вещи, так как у водопадов, ещё и на высоте может быть прохладно. Всё!