Кавказ

Кабардино-Балкария за один день.

Кабардино-Балкария, Голубые озера, Черекское ущелье, башня Абаевых в селе верхняя Балкария. Вот такой план на день, а яркое солнце освещало Эльбрус, который был виден из окна нашего отеля, а мы плотно завтракали, так как день обещал быть насыщенным. Нашу первую вылазку из серии «Горы зовут тех, чья душа им по росту» мы начали на следующий день после приезда в Пятигорск, а направились мы в Кабардино-Балкарию. Солнце поднималось по голубому небу, а мы мчались по федеральной трассе «Кавказ» в направлении Нальчика. Прокатились через город, посмотрели по сторонам, а за городом, в селе Урвань свернули в сторону Черекского ущелья.

Кабардино-Балкария: Голубые озера.

Спустя пол часа мы достигаем первый пункт нашего путешествия в Кабардино-Балкарии на сегодня – Голубые озера. Самое красивое и загадочное озеро называется Церик-Кёль. Длина озера не достигает и трёхсот метров, при этом глубина составляет 258 метров, на секундочку — озеро входит в десятку глубочайших озёр России и Европы. В нем не купаются люди, не водится рыба, а местные жители этот водоём избегают и называют его «бездонным озером». Согласно легенде, впадина образовалась при падении дракона, поверженного сказочным героем нартского эпоса Батразом. Дракон лежит на дне и наполняет озеро слезами.

Хочется в это верить, но на самом деле Церик-Кёль это карстовое озеро. Подобные озера образуются подземными и поверхностными водами путём растворения веществ и выноса тонких глинистых частиц. Таким образом появляются подземные пустоты, что мы и видим сейчас на Голубом озере. Место это очень красивое, изумрудный цвет воды, вокруг горы, а рядом, ещё 4 озера, которые сообщаются между собой подземными водами. Вокруг озера обустроены кафе и сувенирный рынок. Вот такая наша первая остановка в Черекском ущелье.

Кабардино-Балкария: Черекское ущелье.

После знакомства с Церик-Кёль, мы направились вглубь Черекского ущелья. Здесь есть очень интересное место, которое называется «Рваная дорога». В 2008 г. в скалах пробили современные туннели, но вы можете пешком пройти по «Старой дороге». Для этого проезжаете два туннеля, и справа увидите сувенирные палатки. Оставляете авто там и пешком возвращаетесь назад. Вы увидите вырубленную в скале дорогу, которая проходит у самого края ущелья. Дорога построена в 1893 г. на средства Балкарского Горского общества силами жителей ущелья. Её строительство продолжалось почти 10 лет.

Солнце в ущелье не попадает, поэтому здесь всегда прохладно. Горная дорога идёт вверх вдоль отвесных, практически вертикальных скал высотой более 500 м, а глубоко внизу в пропасти протекает Черек Балкарский, с высоты 250-300 м кажущийся ручейком. В самом узком месте (Черекской теснине) расстояние между стенами ущелья не более 30-40 м. Сейчас я всё реже пишу стихи, но в этом месте у меня родились в голове такие строки: «Из ледников Кавказского хребта несётся вниз неугомонно, Веками пробивая путь в горах Черек упрямый и свободный». Из ущелья дорога ведёт в нагретую солнцем Балкарскую котловину, родину древних балкарцев, куда мы и отправимся дальше.

Кабардино-Балкария: село Верхняя Балкария.

Далее мы направляемся в село Верхняя Балкария. Будьте осторожны, на улицах ходят коровы, которые не намерены уступать вам дорогу и заставят вас ждать столько, сколько они захотят. В самом конце села, справа вы увидите башню Абаевых, а это значит мы приехали. Оставляем автомобиль на импровизированной парковке, переходим Черек по одному из трёх мостов и начинаем подъём к башне. До наших дней здесь сохранились остатки стен жилых домом и смотровая башня, которая теперь является памятником федерального значения. Осматриваемся по сторонам и стараемся впитать в себя красоту этих мест. Мы никуда не спешим, сидим и внимательно осматриваем пейзаж. Затем спускаемся, садимся в авто и едем обратно в Пятигорск, впереди нас ждёт 2,5 часа дороги.

Вы, наверное, знаете о принудительном выселении балкарского народа с территории Кабардино-Балкарской АССР 8—9 марта 1944 года в районы Казахстана и Киргизии. Только представьте, за два дня было выселено 37 713 человек. Вы спросите, а за что? Дело в том, что руководство страны обвинило балкарцев в «предательстве» и «неспособности защитить» от немецко-фашистских войск территорию КБАССР, в частности, Эльбрус и Приэльбрусье. Я конечно понимаю, что часть балкарцев, во время оккупации их территории немцами, сражались в рядах захватчиков. Но, а разве на других территориях было иначе? По мне, эта мера избыточная и очень жестокая. При том, что большая часть депортированного населения женщины, дети и старики. А взрослые мужчины сражались в Центральной России на стороне Красной армии… Но это моё мнение…

Как итог, до переселения на этом месте существовало 18 аулов балкарцев, но трагические события 1944 года практически уничтожили поселения. Депортация балкарского населения в Среднюю Азию и Казахстан превратила аулы в «призраки». Разрешение вернуться к своим истокам балкарцы получили только в 1957 г. Именно этот год можно считать годом образования нового села, построенного на равнине, вопреки балкарским традициям. Сейчас село привлекает огромное количество путешественников. Здесь сохранились остатки прежних поселений и несколько сторожевых башен.

Кабардино-Балкария: Кюннюм-Эль и башня Абаевых.

Мы посетили заброшенный аул Кюннюм-Эль, что в переводе с тюркского «кюннюм»- солнечный склон, а «эль» — аул. Древний аул сохранился лучше остальных поселений Балкарской котловины. На его территории находится знаменитая сторожевая башня «Абай-Кала», принадлежавшая семье местных князей Абаевых. Предполагается, что этой башне более 400 лет. Со склона открывается потрясающий вид на долину, горы и Черек. После вкусного обеда хычином с горным чаем мы направились обратно в Пятигорск. Вот так закончился наш первый день знакомства с Северным Кавказом.

Хочется отметить, что дорожное покрытие отличное, но будьте внимательны, на дорогах очень много постов ДПС. Они прячутся от глаз водителей, но стоит только нарушить правила, как они тут как тут. После того как мы проскочили блокпост на границе республики, последующие два поста были наши. В первом случае мы не смогли своевременно перестроиться и заехали на разделительную линию. Во-втором — запутались в навигаторах и вместо поворота проехали прямо, из полосы со стрелкой налево. Как итог нам предстояли беседы с сотрудниками ДПС. Адреналин подпрыгивал, но харизма брала своё и мы уезжали без штрафов, но с отличными рекомендациями, что нужно посмотреть и куда нужно съездить. Скажу, что больше, нас за все время поездки более не остановил ни один пост, так как мы стали аккуратнее.

Подведем итог этого путешествия.

Итоги первого дня на Кавказе. Из Пятигорска мы выехали в республику Кабардино-Балкария, в сторону Нальчика. Словили два поста, где пришлось применять харизму, вспоминать навыки убеждения и ведения переговоров. От Нальчика двинули в сторону Кавказского хребта. Посмотрели на Голубое озеро, прогулялись вдоль отвесных скал Черекского ущелья. А после дошли до башни Абаевых в Верхней Балкарии. Я люблю горы, могу часами смотреть на заснеженные вершины и здесь, на Кавказе, я в полном восторге от пейзажей. Я уже влюбился в эти места, хотя прошёл только один день! Но у нас ещё много планов, надеюсь, все у нас получится.

6 комментариев для “Кабардино-Балкария за один день.