Кавказ

Адыгея сквозь туманы и дожди.

Адыгея – это не только плато «Лаго-Наки», водопады Руфабго и Хаджохская теснина, это великолепные виды реки Белой, заснеженные вершины Западного Кавказа и головокружительные смотровые. Мы самостоятельно проехали по республике и познакомились с её природной красотой. А здесь я расскажу вам, что мы увидели и как туда попасть.

DSC_0389-1024x678 Адыгея сквозь туманы и дожди.
Западный Кавказ

Боинг 737-800 выполняет рейс UT-575. На часах 11:30 28 сентября 2021 года, а мы где-то над Липецком и начинаем наше очередное в этом году путешествие на Кавказ. На этот раз мы отправились в Адыгею. Выбор не случайный. Адыгея – это единственный регион России на Кавказе, в котором я ещё не был.

Год Кавказа

2021 год! Так получилось, что из-за ковидных ограничений мы не полетели в январе в Мурманск, а выбрали Кавказские минеральные воды. И именно с этого начинался наш год Кавказа. За спиной уже путешествие по югу Ставропольского края, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, подъем на Эльбрус, Северная Осетия, Ингушетия, Чечня, Роза пик в Краснодарском крае. Вы спросите, а где же Дагестан? Мой Дагестан случился еще в 2018 году, когда он не был так популярен, поэтому на этот год его в планах нет.

DSC_0351-1024x678 Адыгея сквозь туманы и дожди.
Гора Оштен

Адыгея достопримечательности

Адыгея осталась единственным регионом, который я не посетил и поэтому, мы направляемся туда. У нас впереди 4 дня путешествий по новой для нас республике. В планах прогуляться по плато Лаго-Наки и взобраться на Нагай-Кош. Посетить все самые крутые смотровые. Прокатиться по одной из самых красивых автомобильных дорог Кавказа до Яворовой поляны. Послушать водопады Руфабго и пролететь на дроне вдоль Хаджохской теснины. Взобраться на «Чёртов палец» при этом прокатившись на единственной в Адыгее канатной дороге.

DSC_0026-1024x678 Адыгея сквозь туманы и дожди.
Адыгея

Как всё получится покажет время, а пока мы с моим любимым человечком предвкушаем яркие краски Адыгеи где-то высоко над облаками. Обожаю это состояние предвкушения нового путешествия. Всё! Мы уже в путешествии! Выдыхаем! Гоу с нами открывать для себя Адыгею!

Адыгея аренда авто

Наш самолёт совершил посадку в аэропорту Краснодара, здесь мы берём на прокат автомобиль. Для нашего маршрута вполне достаточно седана, так как у нас нет в планах устраивать джиппинг в горах Адыгеи. Все основные достопримечательности доступны и на Hyundai Salaris, поэтому переплачивать за кроссовер мы не стали. Стандартные процедуры осмотра авто и вот мы уже мчимся в сторону столицы республики, в город Майкоп.

DSC_0343-1024x678 Адыгея сквозь туманы и дожди.
Аренда авто в Адыгее

Даховская в Адыгее

Спустя два часа мы в Майкопе. Здесь мы плотно обедаем в ресторане Мэздах и продолжаем путь на юг республики. Наша цель станица Даховская, так как именно её мы выбрали нашей «базой» для вылазок по Адыгее. У Даховской (ударение на первый слог) есть масса преимуществ, так как из станицы можно за короткое время добраться до КПП Лаго-Наки или КПП Гузерипль, позже расскажу зачем. До основных достопримечательностей от 5 до 30 минут на авто. Также есть хороший выбор баз отдыха и кафе. Мы остановили свой выбор на базе отдыха «Белая река».

DSC_0446-1024x678 Адыгея сквозь туманы и дожди.
Станица Даховская в Адыгее

Термальные источники в Адыгее

Приехали на базу отдыха, заселились в домик, а после направляемся расслабляться на термальные источники. В республике несколько термальных комплексов, большая часть сосредоточены в посёлке Цветочный. По рекомендации местных жителей мы отправились в термальный комплекс Кедровый бор. Здесь один большой бассейн, температура воды 37 градусов. А теперь можно возвращаться в Даховскую, и готовиться к первому дню наших покатушек по Адыгее. Забегая вперёд скажу, что всего за 4-ре дня в Адыгее мы посетили 3 термальных источника.

IMG_2992-1024x760 Адыгея сквозь туманы и дожди.
Термальный комплекс «Кедровый бор»

Адыгея путешествие на плато Лаго-Наки

Ясное небо, яркое солнышко, почти золотая осень, а вокруг великолепные горы. Совсем рядом шумит горная река Белая, которая несёт свои воды с горы Оштен. Плотный завтрак и вот мы уже мчимся в сторону Кавказского национального заповедника на КПП Лаго-Наки. По пути заезжаем на смотровую в туркомплексе «Горное настроение». Здесь над обрывом установлена небольшая беседка с видом на Кавказские горы. Следуем далее, проезжаем мимо Азишской пещеры, для нее у нас есть другой день и направляемся к скале «Утюг», откуда открывается потрясающий вид на плато «Лаго-Наки».

DSC_0049-1024x678 Адыгея сквозь туманы и дожди.
Лаго-Наки

Адыгея скала «Утюг»

Скала «Утюг» возвышается над долиной. Где-то там внизу шумят горные ручьи, желтеют кроны деревьев, а на горизонте поднимается плато «Лаго-Наки». Если пройти по тропе вдоль края обрыва, то можно увидеть большой грот. Не пожалейте сил и времени, прогуляйтесь до грота, в благодарность вы сделаете потрясающие фотографии. А мы отправляемся на КПП «Лаго-Наки».

DSC_0054-1024x678 Адыгея сквозь туманы и дожди.
Вид на Лаго-Наки со скалы «Утюг»

Плато Лаго-Наки

Дорога упрётся в шлагбаум КПП Кавказского национального заповедника. Посещение заповедника платное – 300 рублей с человека. Девушка, которая аккуратно вносила мое имя в журнал, серьёзным голосом сказала: «Вы старший группы и несёте за вас двоих ответственность. Подпишите вот здесь.» подписал, забрал чек, и мы пошли гулять по заповеднику. Здесь три основные тропы, самая простая «Тропа выходного дня», но мы пошли на покорение горы Нагай-Кош. Что у нас получилось читайте в статье Плато Лаго-Наки (еще на стадии написания).

DSC_0092-1024x678 Адыгея сквозь туманы и дожди.
Лаго-Наки

Возвращаемся в Даховскую

Прогулка заняла у нас более 5-ти часов. Мы вернулись к авто и начали пробиваться сквозь густой туман обратно в Даховскую. По пути заехали на ужин в кафе «Даур», так как нам его порекомендовали двое местных жителей, после очередной неудачной попытки найти место для утоления голода. «Даур», действительно, оказался отличным местом для ужина. Вкусно, быстро, не дорого, а при желании с потрясающим видом, но не в дождь и туман.

DSC_0108-1024x678 Адыгея сквозь туманы и дожди.
«Каменное море» на плато Лаго-Наки

Адыгея вдоль красавицы Белой

Туман, свинцовые тучи и изредка накрапывающий дождь, таким было наше следующее утро в республике Адыгея. Но это не может быть препятствием для путешествия, поэтому сегодня отправляемся вверх по течению реки Белой до посёлка Гузерипль. Наша цель прогуляться по самому длинному подвесному мосту в Адыгее, увидеть Гранитный каньон и посетить Кавказский национальный заповедник со стороны КПП Гузерипль.

DSC_0173-1024x678 Адыгея сквозь туманы и дожди.
Пешеходный мост через Белую в п. Никель

Адыгея Гранитный каньон и не только.

Первая остановка у самого длинного подвесного моста в Адыгее. Прогулка по нему настоящее удовольствие. С моста открываются фантастические виды на горы и реку Белую. После непродолжительной прогулки мы выезжаем к Гранитному каньону. Для меня это одно из самых красивых мест в Адыгее. Белая срывается с гранитных плит и с шумом проносится по каньону. Кстати его длина около 2,5 км, поэтому выделите на его осмотр больше времени. Далее осматриваем остатки дольмена в селе Хамышки и направляемся на КПП Гузерипль, где совершаем прогулку до водопада Филимонова. А затем возвращаемся обратно в Даховскую. Подробнее о нашем маршруте вдоль реки Белой вы можете почитать здесь (в процессе написания).

DSC_0185-1024x678 Адыгея сквозь туманы и дожди.
Гранитный каньон

Адыгейский осенний дождь

Начинается очередной день нашего путешествия по Адыгее. Дождь шёл всю ночь, а сегодня перешёл в ливень, поэтому наш маршрут пришлось корректировать. Вместо водопадов Руфабго мы направляемся в Азишскую пещеру, там точно нет дождя. Осматриваем пещеру, кстати, это возможно только в составе экскурсионной группы, и направляемся обратно в Даховскую в надежде, что дождь там закончился. Но нет, поэтому принимаем решение съездить в Михайло-Афонский монастырь, он расположен в 15 км от трассы Майкоп-Гузерипль. Под проливным дождём прогулка по территории монастыря удовольствия не принесла, поэтому отправились на обед, пережидать ливень. Ближе к вечеру интенсивность дождя снизилась, и мы отправились осматривать Хаджохскую теснину. Скользили по тропинкам из отшлифованных камней, слушали шум Белой, зажатой среди камней и наслаждались невероятной природой Кавказа. Что нам какой-то дождь.

DSC_0319-1024x678 Адыгея сквозь туманы и дожди.
Старый мост в Даховской

День перед вылетом

Приближался наш завершающий день путешествия по Адыгее, а мы так и не увидели всей красоты Кавказских гор из-за плотного тумана. Вылет у нас в 19:00 из Краснодара, значит утром еще можно поймать момент для поездки на Яворову поляну. Первая наша вылазка закончилась неудачей, так как туман сковал всё вокруг, и в радиусе 10 метров ничего не было видно. Решено. Поднимаемся завтра в 6 утра и выезжаем в сторону Гузерипля.

DSC_0349-1024x678 Адыгея сквозь туманы и дожди.
Яворова поляна

Адыгея Великие Горы

5:45 будильник поднимает меня из тёплой постели, я бегу к окну. За окном ещё серое, но уже ясное небо. Поднимаю Сашу и ещё до восхода солнца мы уже мчимся по пустой станице Даховской, далее вдоль берега Белой. Солнце начинает подниматься над горами и освещает яркие краски леса. Вау! Спустя 50 минут мы стоим и с замиранием смотрим на гору Оштен. Природа просыпается после прохладной ночи. Голубое небо и яркое солнце, нам так этого не хватало в этом путешествии.

DSC_0405-1024x678 Адыгея сквозь туманы и дожди.

Канатная дорога в Даховской

Возвращаемся в Даховскую и поднимаемся на канатной дороге на вершину хребта Уна-Коз. 500 рублей с человека за подъем и спуск и вот мы парим над станицей и рассматриваем русло Белой. На вершине у нас два пункта: «Пещера желаний» и «Чёртов палец». Сначала пещера, она расположена рядом с канатной дорогой. Виды потрясающие, народу полно впечатления от этого смазаны. Начинаем по тропинке пробираться к «Чёртову пальцу», но спустя 800 метров сдаемся. Идти невозможно, обувь скользит по грязи, а голеностоп так и норовит вывернуться. Идем обратно и спускаемся вниз.

DSC_0438-1024x678 Адыгея сквозь туманы и дожди.

Адыгея водопады Руфабго

Едем к долгожданным водопадам Руфабго. Погода прекрасная, светит солнце, над нами голубое ясное небо, настроение великолепное. И снова 500 рублей за вход с человека и вот мы на тропе. К счастью, оборудована она гораздо лучше, чем на вершине хребта Уна-Коз. И вот уже первый водопад «Шум», за ним второй – Каскадный, далее – «Сердце Руфабго», а за ним мой любимец – «Девичья коса». Всего на маршрут в одну сторону мы затратили минут 40. Отдыхаем и движемся обратно к авто.

DJI_0787-1024x768 Адыгея сквозь туманы и дожди.
Девичьи косы водопад Руфабго

Адыгея – ты прекрасна.

Подошло к завершению наше путешествие по Адыгее. Мы мчимся в аэропорт Краснодара, чтобы вернуться обратно в Москву. Не всё получилось так как я планировал, но в этом ведь и есть свои приключения. Адыгея навсегда останется в моем сердце, и я обязательно ещё вернусь сюда, чтобы покорить «Нагай-Кош», залезть на «Чёртов палец» и встретить ещё один рассвет в горах.