Гид по путешествиям
    Гид по путешествиям

    Углич - город царевича Дмитрия

    Иллюстрация

    Углич - уникальный город с живой памятью, запечатлевшей события более чем тысячелетней истории. В городе и его окрестностях имеются более трехсот историко-архитектурных памятников русской культуры. В их числе церкви, монастыри, дворцы XV-XVII и более поздних веков, исторические гражданские здания. Входит в список городов «Золотого кольца России».

    Иллюстрация

    Углич - один из древнейших городов России - основан в 937 году родственником княгини Ольги Киевской - Яном Плесковичем. 1148 год. Углич впервые упомянут в Ипатьевской летописи под названием «Угличе-поле». 1218 год. Углич стал резиденцией самостоятельного удельного княжества. В 1238 году он был разграблен и сожжен татаро-монгольскими ордами. Во второй половине XIII века Угличское княжество разрослось и включало в себя несколько городов, а с 1329 г. вошло в подчинение московского князя Ивана Калиты.

    Иллюстрация

    К XV веку Углич отстроился, приобрел самостоятельность, во время управления сыном Дмитрия Донского Константином окреп экономически и чеканил свою монету. XV-XVI вв. Углич – один из самых крупных городов России. Особого расцвета он достиг при княжении Андрея Большого (с 1462 г.), незаурядного политического и военного деятеля своего времени. Углич становится значительным политическим, экономическим и культурным центром Русского государства: здесь чеканилась своя монета, велось летописание, переписывались и оформлялись книги, строились каменные соборы и палаты.

    Иллюстрация

    История Углича неразрывно связана со Смутным Временем. Конец XVI века. Город стал ареной эпохальных событий в истории Российского государства. Здесь, со смертью царевича Дмитрия, пресеклась династия Рюриковичей, и здесь же началась династия Романовых: угличанка боярыня Ксения Шестова – мать первого царя династии Михаила. 15 мая 1591 года. В Угличском кремле при загадочных обстоятельствах погиб последний отпрыск правившей династии Рюриковичей – царевич Дмитрий. Это событие имело роковое и трагическое значение для России. Оно стало прологом Смутного времени - кровавой эпохи гражданских войн, самозванцев, интервенции и разорения страны.

    Иллюстрация

    Церковь Дмитрия на Крови. На высоком мысу при впадении в Волгу Каменного ручья стоит церковь Святого Царевича Димитрия, – несомненно, самый известный угличский храм, который упоминается во всех путеводителях по Волге и Золотому кольцу. Мы не будем пересказывать историю гибели царевича. Скажем лишь, что после трагедии 15 мая 1591 г. место на заднем дворе княжеского дворца не было забыто. Уже вскоре оно было отмечено часовней. Но она простояла недолго, лишь до разорения города поляками.

    Иллюстрация

    Затем в 1630 г. вместо нее появился деревянный шатровый храм Царевича Димитрия и при нем теплая церковь Михаила Архангела. В 1692 г. на месте деревянного построили новый каменный храм, в котором нижний этаж был церковью Михаила Архангела, а верхний – Царевича Димитрия. Его оформили в ярком московском стиле той поры. Внутри церковь уютна и скромна. От времени строительства остались многие иконы в иконостасах. А один из них, стоящий в трапезной, принадлежит XVII веку. Храмовый установлен в 1866 г. Он выполнен с подражанием барочному стилю. Из них, конечно, привлечет внимание большая храмовая композиция «Убиение царевича Димитрия», занимающая западную стену.

    Иллюстрация

    Там же находиться и Больничная церковь Архангела Михаила (1714 г.). Храм Архангела Михаила был построен в 1806-1809 годах по проекту арх. И.В. Еготова как храм-усыпальница семейства Голицыных на средства Анны Александровны Голицыной, урожденной баронессы Строгановой. Храм выстроен в классических формах московского ампира и представляет собой кубический объем, увенчанный главой на широком барабане. Особенностью архитектурного решения храма является его восточный фасад, апсида которого по высоте и ширине равна храму, что порождает ассоциации с мавзолеями-ротондами, которые во множестве возводили в родовых усадьбах в конце XVIII века. В наше время в церкви Царевича Димитрия один из отделов музея. Тут можно увидеть реликвии, связанные с царевичем, в том числе знаменитый ссыльный колокол. Время от времени в церкви совершаются службы.

    Иллюстрация

    Спасо-Преображенский собор с колокольней. На самом берегу Волги возвышается внушительное пятиглавое здание – Спасо-Преображенский собор, главный храм Углича. На исходе XVII века угличане обращаются к Петру I с просьбой разрешить построить новый собор вместо обветшавшего. Получив разрешение, в 1700 г. они приступили к строительству более крупного и видного храма. В 1706 г. Спасо-Преображенский собор был освящен. Новый храм ярко отразил черты своего времени – исхода традиционного русского зодчества, начала новой архитектуры, основанной на западноевропейских образцах. В основном он выдержан в распространенном тогда стиле «нарышкинского барокко».

    Иллюстрация

    Когда построили новый храм, возникла потребность и в новой колокольне, но ее построили позднее – в 1730 г. Колокольня принадлежит к распространенному в XVIII веке типу – она восьмигранная, ярусная. Массивный нижний столб завершают открытые арки яруса звона. Над тяжеловесным основанием поднимаются два стройных восьмерика и появившаяся позднее чашевидная глава. С давних пор еще на старой колокольне были часы, звоном колоколов отбивавшие время. На новой они работали до конца XIX века, затем исчезли. Уже в наше время, в 1980-х гг., на угличском часовом заводе были изготовлены башенные часы и вновь установлены на колокольню. Одновременно был восстановлен и уничтоженный в 1920-х гг. набор колоколов. Здесь Вы сможете посетить музей, подняться на колокольню и осмотреть город с высоты, а также полюбоваться красотой архитектурных сооружений.

    Иллюстрация

    Церковь Казанской Богоматери. Двухэтажная церковь выстроена в барочном стиле. Каждый этаж состоит из алтаря, храмовой части, трапезной и паперти. Снаружи фасады украшены выступающими лопатками, красивыми узорными карнизами и наличниками с полукруглым верхом. Завершают церковь изящные легкие восьмерики и главка. В нижнем этаже находится престол в честь Сретения Господня. В 1793 г. храм сгорел. Выгорели колокольня и верхний этаж. Его постепенно медленно восстановили. Колокольню пришлось разобрать. Вместо нее примерно в 1807-1814 гг. выстроили существующую, выдержанную в классическом стиле. Она прекрасно подошла барочному храму, слилась с ним воедино.

    Иллюстрация

    Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Рядом с ансамблем на берегу Волги стоит церковь Рождества Иоанна Предтечи (1689-1690). Безвестные мастера создали изящную по пропорциям, удивительно стройную церковь: нарядная шатровая колокольня, трапезная, вытянутый вверх центральный пятиглавый куб храма, небольшие одноглавые приделы с севера и юга. В гармоничной композиции всех элементов храма неожиданным выглядит монументальное крыльцо. Долгое время архитектура крыльца, подвергшегося в 19 веке значительным переделкам, оставалась загадкой. В процессе исследований выяснилось, что крыльцо относится к редкому типу «уступчатых». Предтеченская церковь на редкость нарядна. Радует глаз золотистый цвет окраски наружных стен, на фасадах храма, как драгоценные камни, сверкают многоцветные изразцы. Памятник отовсюду смотрится удивительно красиво: и издалека, и на фоне могучих белых стен Воскресенского монастыря, и вблизи, когда освещённые солнцем сверкающие главы и шатры напоминают сказочный дворец, и с левого берега Волги, когда золотистый цвет стен отражается в голубой глади воды.

    Иллюстрация

    Туризм сейчас является одним из самых приоритетных направлений деятельности в Угличе. С 1985 года Углич принимает иностранных туристов, число которых из года в год увеличивается, многие гости посещают город снова и снова, отмечая происходящие здесь перемены. Огромные усилия прикладываются к развитию туристической инфраструктуры и новых направлений в туристической сфере города. Так и живет город на повороте реки: настораживает глаз художника и внимание историка, таит возможность бесчисленных картин, обещает разгадки давних событий… Притягивает к себе и не отпускает подолгу, а помнится – всегда.