Гид по путешествиям
    Гид по путешествиям

    Город-остров Кронштадт.

    Иллюстрация

    Город-остров Кронштадт, занимает важное место в истории России. Кронштадт - это форпост западных рубежей великой России. Это город славы Военно-морского флота России. Каждая улица, дом, любой крошечный уголок этого города имеет свою историю – увлекательную, трагическую, удивительную.

    Иллюстрация

    История. Датой основания Кронштадта принято считать 7(18) мая 1704 года – день вступления в строй форта Кроншлот и двух батарей на острове Котлин. Петр Первый повелел построить фортификационное сооружение на северной оконечности мели прямо в воде, чтобы ее орудия надежно прикрывали проход из Финского залива к Петербургу. 18 мая 1704 года состоялось освещение новой крепости, названной Кроншлотом.

    Иллюстрация

    Во время второй мировой войны в 1939-1945 годах Кронштадт сыграл важнейшую роль в обороне Ленинграда. В течение 900 дней Кронштадт находился в блокаде от всей страны и от Ленинграда. Базировавшийся в Кронштадте Балтийский флот обеспечивал выход в балтийское море подводных лодок.

    Иллюстрация

    В современное время Кронштадт является районом Санкт-Петербурга, расположен на острове Котлин в Финском заливе на расстоянии 48 км от Санкт-Петербурга, связан с материком сухопутной дорогой. Площадь острова – 1584 га. Транспортная связь с материком осуществляется по сухопутной технологической дороге по полотну защитных сооружений до ст. метро "пр. Просвещения", "Старая деревня", "Черная Речка" – маршрутными такси, до ст. метро "Старая деревня" - автобусом №101. Круглогодично работает паромная переправа Кронштадт-Ломоносов.

    Иллюстрация

    Достопримечательности. Морской собор является высотной доминантой города. Он развернут парадным входом на запад. Это величественное здание высотой 70 метров. Морской собор – памятник всем чинам флота Российского, создававшегося в Кронштадте и принесшего Отечеству немало побед. Архитектор Морского собора - В. А. Косяков. Собор построен подобно храму св. Софии (6 век н.э.) в Константинополе. Ценность его в том, что он не имеет себе равных по отделке среди соборов своего времени. Снаружи стены облицованы гранитом, серовато – желтым кирпичом и украшены полированными наличниками и колоннами порталов, терракотовыми орнаментами, майоликовыми фризами, мозаикой. В него вмещалось до 5000 прихожан. Собор строился 10 лет с 1903 – 1913 гг. До 1927 года здесь проводились службы, а потом сделали кинотеатр имени Максима Горького, отчего это здание прозвали «Максимкой».

    Иллюстрация

    Затем в 1956 году там сделали клуб Кронштадтской крепости и концертный зал на 1250 мест с театральной сценой. В 1974 году в соборе открылся филиал Центрального военно-морского музея. Велись догие переговоры о передаче храма православной церкви. В 2002 году на соборной колокольне установлен православный крест. И 28 мая 2013 года, после реконструкции, состоялось великое освящение собора, в день когда храм отмечал своё 100-летие.

    Иллюстрация

    Якорная площадь расположена в центре города, именно на этой площади возвышается Морской собор. Площадь получила свое название от склада якорей и якорных цепей, находившегося здесь до конца XIX века. В 1861 году была построена каменная стена, отделяющая площадь от Кронштадтского Адмиралтейства. Некоторое время площадь была известна как «Разводной плац», а после революции была переименована в площадь Жертв Революции. На площади установлен памятник адмиралу Макарову, героически погибшему в Русско-японской войне. Также здесь находится братская могила погибших в годы революции и последовавшей за ней Гражданской войны. Интересной особенностью площади является единственная в России чугунная мостовая. В непосредственной близости от Якорной площади находится Летний сад и Кронштадтское Адмиралтейство.

    Иллюстрация

    Чугунная мостовая. Первый пробный участок мостовой был уложен во дворе особняка управляющего Пароходным заводом А. С. Соколова, заинтересовавшегося данной технологией во время своей поездки в Соединенные Штаты. В США чугунные мостовые были уложены в Нью-Йорке, Бостоне и Чикаго, однако в связи с периодическими всплесками дефицита металла ни одна из них не сохранилась до наших дней. В 1860 году у Соколова побывал Великий князь Константин Николаевич, впоследствии приказавший обустроить таким же образом одну из оживленных городских улиц. Несмотря на высокую стоимость изготовления, такие мостовые через несколько лет окупаются благодаря своей прочности и долговечности. Созданные до революции участки за более чем сотню лет эксплуатации не утратили своих первоначальных качеств. На сегодняшний день сохранилась чугунная мостовая на Якорной площади, прошедшая реставрацию в 1970-х годах. Мостовая состоит из литых чугунных шестиугольников, укладываемых наподобие паззла. Это единственная в мире чугунная мостовая, сохранившаяся до наших дней.

    Иллюстрация

    Обводный канал в Кронштадте начинается у Итальянского пруда, его конечная точка находится в гавани Кронштадта. Канал протекает вдоль Адмиралтейства и пролегает мимо улиц: Карла Маркса, Комсомола, Советской и Петровской. Заканчивается водоем на территории Морского завода. Через канал проходят такие мосты: Советский, Синий, Пеньковый и Парусный. В наши дни этому водоему присвоен статус памятника истории, важным историческим элементом является также решётка вдоль всего канала. Этот водоем первоначально носил название Адмиралтейский, поскольку он был разбит для нужд Адмиралтейства. Позже канал был переименован в Обводной.

    Иллюстрация

    Петровский док находится в центральной части города. Проект первого сухого дока в России был разработан Петром I в 1719 году, а его строительство велось долгих 33 года. Это массивное сооружение предназначалось для ремонта подводной части кораблей и судов. В строительстве дока-канала принимал участие генерал-майор И. фон Люберас, а его торжественное открытие состоялось 30 июля 1752 года, в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Удивительное гидротехническое сооружение протянулось на 2,24 километра и одновременно вмещало до десяти судов. Петровский док использовался по назначению вплоть до 2008 года, а сегодня он доступен для посещения туристами. Интересен тот факт, что это грандиозное сооружение вдохновило госпитального врача Василия Богданова, на написание знаменитой песни «Дубинушка».

    Иллюстрация

    Форт "Император Александр I" является одним из долговременных оборонительных сооружений Крондштадта, построенных в 1838-1845 годах по проекту архитектора Мориса Дестрема. Он находится на маленьком островке к югу от острова Котлин. Форт представляет собой сооружение круглой формы, размерами 60 на 90 метров и имеет 4 боевых яруса, на которых может разместиться до 137 орудий. Он был предназначен для контроля над Южным фарватером. С 1897 года в нем находилась противочумная лаборатория, отсюда второе название форта - "Чумной".

    Иллюстрация

    В центральной части сохранился ряд исторических построек 18-19 вв.: Итальянский дворец, "губернские" дома, комплекс кронштадтского адмиралтейства, стены и казармы Кронштадтской крепости, Гостиный двор. В городе большое количество памятников, как военным, так и гражданским людям, прославившиеся делами или подвигами, и имеют непосредственное отношение к истории города. Исторический центр города входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как составная часть объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников».