Гид по путешествиям
Иллюстрация
Booking.com
Гид по путешествиям

Плёс достопримечательности

Иллюстрация

В Ивановской области есть городок, где можно замечательно провести выходные дни. Можно ознакомиться с достопримечательностями российской глубинки и полюбоваться неповторимой красотой природы, которая в свое время вдохновила пейзажиста И. И. Левитана.

Иллюстрация

История города. На берегу полноводной Волги, богатой рыбой, окруженной плодородными землями, издревле селились люди – сначала финно-угорские племена, позднее, в X-XI веках, славяне. В Новгородской летописи под 1141 годом встречается упоминание о городе Плесе, основанном по велению князя Всеволода Большое Гнездо. На высоком холме стояла крепость Плёсо, разоренная Батыем в 1238 году. В 1410 году, как указано в летописи, великий князь Василий «повеле рубити град Плёсо». Официально эта дата и считается годом основания Плеса. Новый город был поставлен на холме, получившей название Соборной горы, окружен земляными валами с деревянным тыном и дозорными башнями. Вскоре после возведения крепости, в 1420 году, на Плес обрушилась эпидемия моровой язвы, а в 1430 году город был разорен и сожжен татарами. Однако, как почти все города, после ухода татар он снова был отстроен, и спустя сто лет, в 1552 году, большая плесская дружина приняла участие в походе Ивана Грозного на Казань.

Иллюстрация

В XVII веке, в Смутное время, Плес не избежал участи многих городов русского государства – его крепость была взята отрядами пана Лисовского. После победы русского ополчения крепость восстанавливать не имело смысла, и город стал крупным церковным центром – была образована Плесская десятина. В самом Плесе стали возводиться новые храмы – новый деревянный Успенский собор на Соборной горе на месте сгоревшего, слободские храмы. Первый каменный Успенский собор построили в 1699 году. Многие каменные храмы, построенные в то время, сохранились и поныне. В 1778 году Плес стал уездным городом и получил собственный герб с кормой галеры в верхней части поля и силуэтом речного плеса в нижней. Этот герб город сохранил и доныне. В 1781 году был принят регулярный план города, предполагавший замену живописной путаницы старых улочек на правильную четкую сетку кварталов. Однако в отличие от множества городов, здесь этот план так и не был претворен в жизнь.

Иллюстрация

XIX век стал для Плеса периодом расцвета. Близкое расположение процветавших мануфактур Иваново-Вознесенска (нынешнего Иваново) превратило город в крупный речной торговый порт промышленного района. Мельницы на Шохонке перемалывали привозимое по Волге зерно, а мука отправлялась дальше, в Шую и Иваново. Очень развито было в городе и ювелирное дело. После того, как многие дома были уничтожены большим городским пожаром 1838 года, набережная и прилегающие к ней улицы стали застраиваться каменными купеческими особняками в 2-3 этажа, а в окрестностях Плеса появляются пышные дачи. С пуском железной дороги Иваново-Вознесенск – Кинешма водные пути торговли окончательно заглохли, и многие из Плеса стали перебираться в более оживленную Кинешму. Однако тишина и красота этих мест неожиданно приобрела для заштатного городка огромную популярность курорта – сюда на летний отдых стали съезжаться состоятельные люди, художники, музыканты, артисты. Плес даже получил прозвание «русской Швейцарии». Улицы и холмы Плеса, мало изменившиеся с тех времен, помнят И. Репина, В. Верещагина, А. Маковского и, конечно, И. Левитана, создавшего на своих полотнах неповторимый образ этого приволжского уголка.

Иллюстрация

В советское время Плес мало изменился по сравнению с концом XIX века. Уже в 1921 году было вынесено постановление о строительстве здесь здравниц и домов отдыха, которые, однако, были так удачно вписаны в пейзаж, что практически незаметны. В 1972 году открылся музей Левитана, а в 1980 году было принято решение об организации Плесского государственного музея-заповедника, в который вошли три музея и историческая часть города. В наши дни Плес сохранил прелесть и очарование старины, он по-прежнему привлекает множество туристов и отдыхающих, в нем развивается туристическая инфраструктура, его гостиницы и гостевые дома ориентированы на самые разные вкусы. И привлекательность его не случайна – несмотря на пролетевшие над городом столетия, он сохранил тишину и красоту старинного городка на Волге, когда-то очаровавшего Левитана.

Иллюстрация

Достопримечательности. Введенская и Троицкая церкви. Комплекс Троицкой и Введенской церквей находится в Троицкой слободе, на въезде в город со стороны Иваново. Сначала здесь упоминается только один храм, а с 1778 года – уже две деревянных церкви. Троицкая «летняя» церковь значится на этом месте с 1628 года; тогда она была деревянной и несколько раз перестраивалась в дереве. В 1808 году деревянный храм был перестроен в камне. Это великолепный храм в стиле барокко, высокий, двусветный, увенчанный пятью крупными главами. Все его стены богато украшены наличниками, карнизами, фризами барочного стиля. В храме сохранилась клеевая роспись начала XIX века. Короткая трапезная соединяет основной объем с высокой трехъярусной колокольней, увенчанной маленьким куполом с люкарнами и одной маленькой главкой-луковицей. Введенская «зимняя» церковь была построена в 1828 году, также на месте прежней деревянной. Это массивный приземистый храм в стиле позднего классицизма, завершающийся широким куполом, украшенный высокими портиками тосканского ордера. К храму примыкает длинная низкая трапезная.

Иллюстрация

Успенский собор. Успенский собор был построен на территории древней Плесской крепости в 1699 году на месте сгоревшего в 1695 году деревянного храма. Простой и красивый храм, построенный по типу «восьмерик на четверике», с изящной шатровой колокольней-«дудкой» (пристроена на рубеже XVIII-XIX веков), украшен скромно, небольшими наличниками на окнах и самыми простыми фризами; завершает восьмерик одна главка. Наиболее пышно украшена колокольня – ее шатер весь изрезан слуховыми оконцами различной формы.

Иллюстрация

Присутственные места Здание Присутственных мест, построенное в конце XVIII в., в 1786г., на Соборной Горе, напротив Успенского собора, выполнено по образцовому проекту екатерининских времен. Это большое двухэтажное здание, с простыми строгими наличниками и интересным пристроенным входом. Сохранился только северный корпус, первоначально же было два корпуса. В конце XIX века в зданиях размещались городская управа, Высшее начальное училище, а в подвалах хранился городской архив.

Иллюстрация

Церковь Воскресения Христова Церковь Воскресения Христова была построена в 1817 году на месте двух деревянных храмов. По преданию, старые храмы решили заменить новым в память о победе над Наполеоном. В облике Воскресенской церкви можно найти и черты храмов, характерных для ярославской архитектуры XVII века, и элементы современного ей классицизма. Венчает храм пятиглавие, с широко расставленными по углам боковыми главками. Убранство колокольни богаче и пышнее, чем основного четверика церкви – оно нагружено колоннами, фронтонами, люкарнами и арочными проемами с фигурными украшениями. Внутренне убранство храма не сохранилось – в 1962 году он был перестроен под картинную галерею. Стоящая напротив деревянная часовня Воскресения Христова (или Михаила Архангела) из д. Антоново также используется музеем под выставочный зал.

Иллюстрация

Дом-музей Левитана Дом-музей великого русского художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана один из наиболее популярных музеев на Волге, открылся 25 августа 1972 г. в доме, принадлежавшем до революции купцу Солодовникову. В этом доме художник жил и работал летом 1888 - 1889 гг. вместе со своими друзьями-художниками Алексеем Степановичем Степановым и Софьей Петровной Кувшинниковой. В 2010 г. был реконструирован к 150-летию со дня рождения Исаака Левитана.

Иллюстрация

Варваринская церковь Церковь Варвары Великомученицы была построена в 1821 году, на месте деревянного Варваринского храма. Точной датировки возведения церкви нет, и некоторые источники указывают 1821 год как дату постройки колокольни, а сам храм относят к началу XVIII века, к петровским временам, так как в 1702 году был выдан антиминс в новопостроенную церковь Варвары в Плесе. Варваринская церковь стоит на возвышенной части берега, невдалеке от горы Левитана, и рассчитана на хороший обзор с Волги. Ее основной объем несколько контрастирует с пышной трехъярусной колокольней, которая, очевидно, действительно была построена позднее, в духе зрелого классицизма. Церковь Варвары Великомученицы, как и Воскресенская деревянная церковь, привлекла своим живописным видом проведшего в Плесе немало времени знаменитого художника Исаака Левитана.

Иллюстрация

Церковь Воскресения Христова из с. Билюково Самая известная церковь Плеса носит уже почти «официальное» название «Над вечным покоем». Это небольшая изящная деревянная церковь, стоящая на горе Левитана, посреди старинного кладбища. Свое народное название стоявшая на горе в Плесе церковь получила благодаря знаменитой картине Исаака Левитана «Над вечным покоем». Деревянная церковь Петра и Павла, которая послужила источником вдохновения Левитану для его картины, сгорела в 1903 году. Однако Петропавловская церковь, сгорев, осталась одной из самых знаменитых церквей русского искусства. Долгое время на старом кладбище никакой церкви не было. Только в 1982 году сюда из села Билюково перевезли церковь Воскресения. Церковь Воскресения Христова из с. Билюково в Плесе Воскресенская церковь из села Билюково Ильинского района была построена в 1699 году. Первоначально это был бревенчатый необшитый сруб на фундаменте из «диких камней» - валунов. Позднее стены храма обшили тесом, в XIX веке под сруб подвели кирпичный фундамент, пристроили шатровую колокольню. Церковь необыкновенно живописна и изящна, она словно вся устремлена ввысь, заужена с боков. Ее высокая крыша увенчана одной маленькой главкой на четырехугольном постаменте. Очень проста и красива единственная апсида – пятигранная, также накрытая острой высокой тесовой кровлей. Храм дошел до нас не без потерь. В 1930-х годах сломали шатровую колокольню, а в 1950-х годах ураган снес главку храма. В 1982 году храм перевезли сюда, на гору Левитана. К церкви теперь ведет не простая земляная дорожка, местные власти в преддверии городского юбилея построили добротную деревянную лестницу, органично вписавшуюся в пейзаж. Кладбище практически не сохранилось, гора заросла деревьями и застроена домами, но с того места, где прежде стояла впечатлившая знаменитого художника Петропавловская церковь, по-прежнему открываются живописные просторы Волги и раскинувшийся по берегу уютный городок Плес, пристанище художников и артистов…

    Аренда авто по всему миру - 120*600
    120*600
    Парковки park&fly - 160*600
    120*600
    120*600